Лилиана Шарафутдинова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимнее путешествие»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимнее путешествие»
Цель: Способствовать осознанному желанию и умению детей следовать правилам речевого этикета в процессе общения. Уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно-следственные связи. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о живой природе зимой, признаках зимы, об особенностях жизни людей зимой. Развивать монологическую речь, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор, поисково-исследовательскую деятельность. Воспитывать интерес к живой природе, доброжелательное отношение в общении со сверстниками.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Зимнее путешествие“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи:
1. Обучать детей в подборе существительных к прилагательному.
2. Обучать подбирать сходные и противоположные по значению слова.
3. Формировать умение вести диалог.
4. Обучать перессказыванию по плану (с опорой на схему).
5. Развивать монологическую форму речи (рассматривание и рассказывание по картине, составление рассказа по картинкам).
Методы: игровой, практический, словесный, проблемные вопросы и ситуации.
Предварительная работа: чтение стихов о зиме, загадывание загадок о зиме, рассматривание картин с зимними пейзажами.
Оборудование и материалы: искусственная елка со снежинками, картинки с изображениями зимы, лесных животных, мяч.
Содержание организационной деятельности детей
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в очень интересное путешествие, увлекательное и познавательное! Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться. Давайте, соберемся все в кружок, вставайте посвободнее, и настроимся на наше путешествие.
Запоминает наша голова,
важные поступки умные слова.
Слушаем внимательно,
смотрим обязательно.
Друг друга не перебиваем
для ответа руку поднимаем.
Знаний много получаем!
- Молодцы! Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима). Значит, путешествие у нас будет… (зимнее). Ребята, начать наше путешествие я хотела с рассказа о зиме по картинкам-символам. Приготовила их, положила на стол, но они, куда-то, исчезли. Вместо них появилась интересная елочка, снежинки на ней висят, и посмотрите, мне кажется, висит еще, какое-то, письмо. Написано «Детский сад, группа «Ромашки»», прочитаем? Может, поймем, что случилось с нашими картинками.
«Здравствуйте, ребята! Вот и наступила зима! К сожалению, снега на улице совсем мало и ребятишки совсем со мной не играют, не катаются с горок, не играют в снежки. А мне очень скучно и я хочу с вами поиграть. Снежинки не простые, это замороженные картинки-символы. Чтобы их разморозить, необходимо выполнить мои задания.
Зимушка-Зима.»
- Ну и ну! Вот так Зима с нами хочет с нами поиграть! Вы согласны? Все задания выполним, картинки разморозим, рассказ составим о зиме? Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.
1 снежинка.
Нужно разморозить предложение «Вся земля покрыта снегом». Для этого нам нужно назвать зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Молодцы, и мы еще с вами знаем про эти месяцы стихи. (Достаем картинки про зиму и рассказываем стихотворения, предварительно выученные. Размороженную картинку подвешиваем на доску).
2 снежинка.
Предложение «Солнышко редко выглядывает из-за туч». Нужно к словам подобрать признак предмета. На какой вопрос отвечает признак предмета? (какой? какая? какие) Согласны?
Зима какая?
Снег какой?
Лед какой?
Снежинки какие?
Метель какая?
Размораживаем?
3 снежинка.
Следующее предложение «Реки и озера скованы льдом». Чтобы поиграть в игру «Скажи наоборот», мы сделаем круг.
4 снежинка.
Следующее предложение «Дует холодный ветер». В предложение нужно добавить действие предмета. На какой вопрос отвечает действие предмета? (Что делает). Слушайте внимательно!
Зимнее солнце что делает?
Пушистый снег на землю что делает?
Легкие снежинки в воздухе что делают?
Дети зимой что делают?
5 снежинка.
Размораживаем вот такое предложение «Деревья стоят без листьев». И мы с вами отправляемся гулять в лес. Если мы идем в лес, где растут одни березы, значит это лес какой? (Березовый). Если одни ели? Сосны? Клены? Дубы? Рябины? Каштаны? Липы?
А я вам, коль гуляем в лесу, предлагаю слепить снеговика (пальчиковая гимнастика). Становитесь в кружок.
Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в снежный ком,
И станет ком – снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос… метла…
Но солнце припечет слегка –
Увы, и нет снеговика!
6 снежинка. (последняя на дереве)
Здесь заморожено предложение «Перелетные птицы улетели на юг». Нужно слово поделить на слоги.
Ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь, клест, галка.
Молодцы, с этими заданиями мы с вами справились. Ребята, я точно помню, что картин было девять. Мне кажется, что здесь не все снежинки! Давайте посчитаем, сколько снежинок у нас не хватает. Подождите, здесь еще что-то нарисовано! (Показываю план группы, где спрятана снежинка. Дети находят).
7 снежинка.
Предложение «Животные спрятались от холода». Здесь Зимушка-Зима предлагает нам поговорить о животных и сравнить их. Давайте мы с вами поговорим про лису и зайчика. Про белочку и ежика.
Молодцы, ребята! Тут у нас следующий план, где искать нам снежинку.
8 снежинка.
Следующее предложение «Люди надели теплую одежду». Нужно назвать, какие теплые вещи мы одеваем на прогулку. Становитесь в кружок. Передаем мяч и называем. Молодцы! Тепло оделись? Следующий план, чтобы найти последнюю снежинку.
9 снежинка.
«Дети катаются на санках, лыжах и коньках». Игра «Доскажи словечко!»
Я читаю предложение, последнее слово называет тот, на кого я покажу.
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…(снег)
С неба все летят пушинки, серебристые …(снежинки)
На деревья, на лужок, тихо падает… (снежок)
Вот веселье для ребят, все сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик)
Рядом снежная фигурка, эта девочка …(снегурка)
Молодцы! Все, мы с вами, снежинки разморозили, схема у нас готова, присаживаемся за стол. Сейчас попробуем составить рассказ по схемам. Послушайте сначала меня, затем попробуете сами.
Ребята, мы с вами со всеми заданиями справились, что нам Зимушка-Зима задала, мы с вами выполнили. Давайте, сейчас вспомним, что же интересного было в нашем путешествии? Что вам запомнилось? Что понравилось?