Инна Куфтова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весенние сельскохозяйственные работы» по Нищевой Н. В
▼ Скачать +Заказ
«Весенние сельскохозяйственные работы»
Коррекцконно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». Совершенствование грамматического строя речи (предложные конструкции; образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование навыка чтения.
Коррекционно-развнвающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Весенние сельскохозяйственные работы“ по Нищевой Н, В» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, коврограф, картинки для организационного момента, массажный мячик, предметные картинки с изображениями сельскохозяйственной техники и других машин, сюжетная картинка для составления предложения, контейнер с полосками и точками для анализа предложений, карточка с ребусом, карточки с предложениями на плоскостных изображениях листов капусты.
Предварительная работа. Разучивание народной песенки «Приходи, весна!», работа над общими речевыми навыками, автоматизация звука [р], образование однокоренных слов к слову земля на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (предложные конструкции).]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям рассмотреть картинки, лежащие на столе.
Логопед. Составьте предложение к картинкам.
1 -й р е б е н о к. Тракторист подходит к трактору.
2-й ребенок. Тракторист вылезает из трактора.
3-й ребенок. Тракторист прицепляет сеялку к трактору.
4-й ребенок. Тракторист насыпает зерно в сеялку.
Логопед. Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание. И сегодня мы закончим разговор о тех людях, которые работают на селе, еще раз вспомним о том, что они делают весной.
2. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]
Логопед убирает картинки и берет в руки массажный мячик.
Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову земля. Ведь именно на земле работают хлеборобы, овощеводы, садоводы. Как можно ласково назвать землю?
1-й ребенок. Земелька.
Логопед. Как можно назвать вал, сделанный из земли?
2-й ребенок. Земляной.
Логопед. Как называется лесная ягода, которая растет у земле на низких веточках?
3-й ребенок. Земляника.
Логопед. Как можно назвать человека, который работает на земле, делает что-то на земле?
4-й ребенок. Земледелец.
Логопед. Замечательно! Это было очень трудное задание!
3. Игра «Что лишнее?» [Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления. ]
Логопед убирает мяч и помещает на доску четыре картинки (комбайн, гусеничный трактор, трамвай, колесный трактор).
Логопед. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что здесь лишнее.
Дети. Здесь лишний трамвай. Трамвай — пассажирский транспорт, а трактор и комбайн работают на земле.
Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок.
4. Игра «Закончи предложение». [Развитие грамматического строя речи (образование приставочных глаголов).]
Логопед убирает картинки.
Логопед. А теперь вы должны внимательно слушать меня и заканчивать предложения, которые я буду начинать. Чтобы посадить дерево, нужно яму.
1-й ребенок. Выкопать.
Логопед. А потом яму нужно.
2-й ребенок. Закопать.
Логопед. Весной землю в огороде нужно.
3-й ребенок. Перекопать.
Логопед. Под фруктовыми деревьями землю стоит.
4-й ребенок. Вскопать.
Логопед. Великолепно! Я могу гордиться вами. Это было очень сложное задание.
5. Подвижная игра «Грядка» (повторение. См. : Занятие ]. Тема «Весенние сельскохозяйственные работы». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. ]
Логопед предлагает детям пройти на ковер и сделать знакомое упражнение.
6. Соревнование «Кто лучше?» Разучивание песенки «Приходи, весна!» [Развитие общих речевых навыков. Автоматизация звука [р].]
Логопед предлагает детям вспомнить и рассказать знакомое стихотворение, а потом определить того, кто сделал это лучше всех. Обязательно нужно напомнить детям о том, что необходимо следить за произношением звука [р].
Что ты ждешь? Не жди, весна!
Приходи! Ты нам нужна!
Дружно мы возьмем бадью,
Понесем ее к ручью.
Зачерпнем бадьею воду
И подарим огороду.
Нам в подарок за уход
Даст морковку огород.
Народная песенка
7. Составление и анализ предложения. [Совершенствование навыка анализа предложений. ]
Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки, помещает на коврограф перед ними картинку, а на ковер ставит контейнер с полосками и точками для анализа предложений.
Логопед. Посмотрите на картинку и составьте предложение.
1-йребенок. Девочки высаживают рассаду.
Логопед. Сколько слов в этом предложении? Подумайте и составьте схему предложения.
Дети составляют схему.
Логопед. Почему вы взяли по три полоски?
Дети. В этом предложении три слова.
Логопед. Перечислите эти слова.
Дети, Первое слово — девочки, второе — высаживают, третье — рассаду.
Логопед. Какой знак вы поставили в конце предложения?
Д е т и. В конце предложения мы поставили точку.
Логопед. Очень хорошо.
Логопед убирает картинку. Дети собирают полоски в контейнер. Логопед убирает его.
8. Разгадывание ребуса. [Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов. ]
Логопед помещает на коврограф карточку с ребусом.
Логопед. Давайте узнаем, что выросло у девочек на грядке. А для этого нужно разгадать ребус.
Логопед. Посмотрите на первый рисунок. Что это?
Дети. Это банка. Из этого слова нужно убрать первые три буквы. Останется слог ка.
Логопед. Запишите этот слог на доске.
Один из детей записывает слог на доске.
Дети. Дальше нарисован куст. Но в этом слове букву К нужно заменить на букву П. Получится пуст.
Логопед. Запишите эту часть слова после слога ка.
Один из детей записывает эту часть слова.
Дети. Теперь надо дописать букву А.
Один из детей дописывает букву.
Логопед. Прочитайте. Что выросло у девочек на грядке?
Дети. Капуста.
Логопед. Хорошо. Молодцы! Логопед убирает карточку, стирает слово с доски.
9. Чтение предложений. [Совершенствование навыка чтения предложений. ]
Логопед помещает на коврограф плоскостное изображение кочана капусты.
Логопед. Вот какая капуста выросла у девочек. Оторвите каждый по листу и прочитайте предложения, которые на них написаны.
1-й ребенок. В саду кусты.
2-й ребенок. Под кустами коза.
3-й ребенок. На капусту, коза.
4-й ребенок. У козы капуста.
Логопед. Вы отлично читали. Похлопайте себе.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед подводит итог изучения темы и оценивает работу каждого ребенка.