Галина Бибикова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание наизусть стихотворения И. Сурикова «Детство»
▼ Скачать +Заказ
Цель: закреплять умение заучивать стихотворение при помощи мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать словарь детей по теме «Зима».
Продолжать формировать у детей интерес к заучиванию стихотворений с помощью приёма мнемотехники.
Развивающие:
Развивать умении выразительно, с естественными интонациями, читать стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Заучивание наизусть стихотворения И, Сурикова „Детство“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Развивать у детей поэтический слух, память, внимание, речь.
Воспитательные:
Воспитывать чуткость к художественному слову; эмоциональную отзывчивость, любовь к поэзии, к родной природе.
Воспитывать умение анализировать чтение стихотворения товарищами, высказывать своё мнение.
Оборудование: мнемотаблица к стихотворению, портрет И. З. Сурикова, карточки-фото «Эмоции».
Предварительная работа: наблюдение за природными явлениями, беседа о деревне, деревенских жителях, рассмотрение иллюстраций, разучивание стихов по данной теме.
Ход занятия
Организационный момент
Дети заходят в группу.
Педагог: Ребята, к нам сегодня пришли гости и я предлагаю показать, как мы умеем встречать гостей.
Пальчиковая гимнастика «Добрый хозяин»
Детский сад с высокой крышей (показывают крышу)
Сторож вдруг оттуда вышел (показывают, как шагает человечек).
Он ворота открывает (показывают ворота,
В детский сад всех приглашает (разводят руки, открывают ворота).
Приветствие гостей:
Ребенок: С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Все дети (хором): С добрым утром! (Дети присаживаются на стулья).
Вводная часть
Педагог: Дети, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии.
Тройка, тройка прилетела! Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица – белолоба, белолица.
Как махнула рукавом – все покрыла серебром.
Педагог: Как вы думаете, что это за царица? (Зима).
- А кто догадался, что за тройка белых скакунов? (Зимние месяцы).
- Все верно. А вы догадались, о чем мы сегодня поговорим? (О зиме).
Основная часть
Педагог: Когда я была маленькой, я очень любила кататься на санках и на лыжах с горки. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов?
Дидактическая игра «Какой? Какая?»
Педагог: Мы с вами будем называть слова, которые отвечают на вопрос «Какой?» или «Какая?», и строить на магнитной доске горку. А помощника мы выберем с помощью считалки:
Тили, тили, тили, тили,
Дружно мы снежки лепили.
Будет каждому снежок,
А водить тебе, дружок!
(выбирают ребенка, который будет прикреплять «снежки» на магнитную доску).
- Посмотрим, какая высокая горка у вас получится. Итак, начинаем.
Педагог: зима какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная); снег какой? (белый, пушистый, колючий, холодный); настроение какое? (весёлое, радостное, грустное).
Педагог: Какие вы молодцы, посмотрите, какая высокая горка у нас получилась.
Педагог: Зима – это праздник и веселье! Только зимой можно слепить самую лучшую в своей жизни снежную бабу или снеговика, поиграть в снежки с друзьями. Дети, а вы хотите слепить снеговика?
Физкультминутка «Лепим снеговика»
Раз – рука, два – рука, (одна рука отводим в сторону, потом другую)
Лепим мы снеговика! (хлопки)
Три–четыре, три – четыре, (хлопки)
Нарисуем рот пошире! (руками оттягиваем уголки рта)
Пять – найдём морковь для носа, (показываем пальцем на нос)
Угольки найдём для глаз. (показываем на глаза)
Шесть – наденем шляпу косо, (показываем «крышу» над головой)
Пусть смеётся он у нас. (руками оттягиваем уголки рта)
Семь и восемь, семь и восемь, (хлопки)
Мы сплясать его попросим. (выставляем ногу на пятку)
Девять – десять – снеговик (хлопки)
Через голову – кувырк! Ну и цирк! (прыжок, присесть)
(Дети присаживаются на ковер)
Педагог: Дети, очень много красивых стихотворений написано о зиме и зимних забавах. А какие зимние забавы знаете вы? (Ответы детей). А как называют человека, который пишет стихи? (Ответы детей). А каких поэтов вы знаете? (Ответы детей).
- И сегодня я приглашаю вас в литературную гостиную, проходите, присаживайтесь на стульчики. Я хочу вас познакомить с стихотворением Ивана Захаровича Сурикова «Детство».
(воспитатель выразительно читает стихотворение детям).
И. З. Суриков «Детство»
Вот моя деревня, вот мой дом родной!
Вот качусь я в санках по горе крутой.
Вот свернули санки, и я на бок – хлоп!
Кубарем качусь я под гору в сугроб.
И друзья мальчишки, стоя надо мной,
Весело хохочут над моей бедой.
Всё лицо и руки залепил мне снег,
Мне в сугробе горе, а ребятам смех.
Педагог: Дети, сегодня мы это стихотворение будем учить наизусть.
(Педагог проводит анализ стихотворения, задает вопросы по содержанию стихотворения; выясняет, какие слова непонятны детям, объясняет их значение).
- Как называется стихотворение? Кто написал его? О каком времени года пишет поэт? Что вспоминает поэт? Как он описывает гору? (Ответы детей).
- Как вы понимаете слова «кубарем качусь я под гору в сугроб». «Кубарь», ребята, это особый тяжелый волчок, который чем-то подгоняют. Давайте скажем все вместе слово «Кубарь». Значит, выражение «Катится кубарем» - это перевертываться во время движения или падения.
- Почему «над бедой» весело хохочут друзья пострадавшего? С какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? (Ответы детей).
Воспитатель повторно читает стихотворение с установкой на запоминание, используя мнемотаблицу.
Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. После каждого прочтения стихотворения дети аплодируют выступающим.
Последним читает ребенок с наиболее ярким исполнением.
Итог занятия
Педагог: Дети, вам понравилось стихотворение, а кто лучше всех рассказал стихотворение, почему? (Ответы детей). А какие эмоции у вас вызвало это стихотворение. (Ответы детей).
Игра «Эмоции»
(педагог достаёт карточки по очереди, просит сказать, что чувствует ребёнок на фото, на какие ситуации может так реагировать)
Педагог: наше занятие подошло к концу, я предлагаю вам выбрать веселого снеговика, если вам занятие понравилось и грустного – если не понравилось.
Рефлексия.
- Что вам на занятии понравилось больше всего?
- Что было труднее всего?