Летова Оксана
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Народные промыслы наших мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи (старшая группа)
Тема: Народные промыслы наших мастеров
Составила воспитатель МДОУ «Детский сад № 53»г. Саратов
Цель: Составление описательного рассказа по схеме.
Задачи:
1. Образовательная:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Народные промыслы наших мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1.1. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
1.2. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
1.3. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
1.4. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
1.5. Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором
2. Развивающая :
2.1. Развивать связную речь.
2.2. Развивать внимание, познавательную активность.
2.3. Развивать логическое мышление, память.
3. Воспитательная:
3.1. Воспитывать усидчивость, умение слушать взрослого и сверстников;
3.2. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Оборудование: Презентация по теме, игра «Собери картинку», Марья-искусница, выставка различных промыслов, схемы для описательного рассказа.
Ход:
Вводная часть:
Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? А какая наша страна по размерам? Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят : «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу) Откуда же берутся такие мастера?
Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.
Ребята, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев.
Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте немного разомнемся:
Физкульминутка.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
В путешествие пора.
Основная часть:
На доске будет изображено несколько картинок. Вы должны внимательно их рассмотреть и ответить на мои вопросы. Только не забывайте о том, что я буду принимать ответ только тех, кто поднимает руку.
1. Дымка 2. Гжель 3. Хохлома 4. Матрешка
1) Как вы думаете, что это изображено (роспись?
2) Из чего сделаны эти игрушки?
3) Какие элементы использовал мастер в данной росписи?
4) Какие используют цвета?
Как вы быстро ответили на мои вопросы. Молодцы!
Давайте поиграем в игру «Собери картинку» (Игра на тему «Промыслы»)
Как у всех красиво и аккуратно получилось, все так старались!
А теперь хочу Вам предложить самим стать мастерами. Подумайте мастером какого промысла Вы хотите стать и попробуйте рассказать о себе.
Пример рассказа:
1. Дымка
1. Разнообразие дымковских игрушек: звери, птицы, человек, сказочные персонажи, бытовые сценки.
2. Когда-то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки.
3. Для производства используется местная красная глина.
4. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.
5. Обжигают в печи.
6. Покрывают белилами.
7. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
8. Геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
2. Гжель
1. Гжель - это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия.
2. Изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства.
3. Свои произведения мастера изготавливают из глины.
4. Все изделия обжигают в печи.
5. После обжига изделия макают в специальный розовый раствор. Так легко найти дефекты и трещинки.
6. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок с тенью”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
7. Особенностью гжельской росписи является использование трё х основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.
8. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, сюжетные росписи.
3. Хохлома
1. Разнообразие видов изделий: посуда, домашняя утварь и мебель.
2. Легенда о возникновении промысла. Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. В благодарность птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.
3. Хохломские предметы сделаны из дерева.
4. Технология промысла : - «бельё» – выточенное неокрашенное изделие - грунтовка жидкой очищенной глиной и покрытие олифой чтобы на поверхности появилась липкая лаковая плёнка - лужение – втирание в поверхность изделия измельченного алюминиевого порошка - роспись изделия
5. Обжиг в печи до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается «золотая хохлома»
6. Традиционные цвета хохломской росписи – красный, желто-золотистый, зеленый, черный.
7. Фоновая роспись.
8. Основные элементы росписи: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки, завитки.
4. Матрешка
1. В России есть несколько городов и сёл, где производятся матрё шки : Загорск, Семенов, Полховский Майдан, везде эти куклы имеют свои особенности.
2. Прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского бога мудрости Фукурумы.
Первая русская матрешка - девочка в сарафане и платке с черным петушком в руках.
3. Матрёшек делают из древесины липы или березы.
4. Последовательность изготовления матрешки: чурбачок, вытачивание «бельё» ,шлифовка, грунтовка, роспись.
5. В качестве красок для росписи используется гуашь.
6. Разнообразие ассортимента матрешек: традиционные и авторские /матрешки с памятниками архитектуры, с живописными пейзажами, с цветочными мотивами, с сюжетами из народных сказок, зверюшки, мужички, богатыри, домики, новогодние и т. д.
7. Форма матрешки: вытянутая, широкая, толстобокая и др.
8. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком.
Заключительная часть:
Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась?
Рефлексия:
Дети посмотрите на экране есть 3 смайлика, первый, которому все понравилось, второй, которому не очень понравилось и третий, которому совсем не понравилось занятие. Если вам все понравилось вы должны будите показать 5 пальцев, если не очень понравилось, то 3, а если совсем не понравилось, то 1. (если кому-то не понравилось занятие спрашиваем, что именно, как изменить). Спасибо. Вы сегодня молодцы.