Решетникова Екатерина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки «Сивка-Бурка»
▼ Скачать
Цель: Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).
Задачи:
Образовательная:
продолжать знакомить детей с русскими народными сказками,
продолжать формировать и совершенствовать связную речь.
Развивающая :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Чтение сказки „Сивка-Бурка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок.
развивать умение вступать в диалог с взрослым и сверстниками;
развивать инициативу и самостоятельность в общении;
развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитательная:
Воспитывать желание слушать сказки (на примере русской народной сказки «Сивка – Бурка», сопереживать героям произведения;
воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками;
воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Сивка – Бурка».
Методы и приемы:
Наглядный (показ, демонстрация,
Словестный (чтение, обсуждение, беседы)
Практические (решение проблемной ситуации; дидактическая игра; физкультминутка).
Материалы и оборудование: Книга: русская народная сказка «Сивка – Бурка» в обработке М. А. Булатова, иллюстрации к сказке, металлический колокольчик, письмо, корзинка с предметами из сказок, пазлы с изображением сказок.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением различных героев русских народных сказок. Беседа о том, какие дети знают сказки, где главным героям помогают разные звери. Организация групповой выставки книг «Русские народные сказки».
Словарь: познакомить детей с новыми словами: «уродилась», «стерегите», «иззяб», «толочь», «травить», «сеновал».
Индивидуальная работа: Дидактическая игра: "Кто в какой сказке живёт?"
Задачи: Развивать связную речь ребё нка в процессе дидактической игры: "Кто в какой сказке живёт?", развивать память ребёнка.
Оборудование: Изображения героев различных сказок.
Ход НОД.
Воспитатель (звонит в металлический колокольчик) : Раз, два, три, четыре, пять, жду детей к себе играть!
Дети подходят к воспитателю, раздается стук в дверь. Почтальон приносит письмо.
- Ребята, это письмо адресовано вам, давайте его прочитаем?
Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы жители волшебных сказок. Нам нужна ваша помощь. Так случилось, что злая Баба-Яга, перепутала все наши сказки. От этого нам очень грустно. Мы вас очень просим, помогите, пожалуйста, нам восстановить сказки!
Воспитатель: Ребята, поможем жителям волшебных сказок? (Да)
- Чтобы им помочь, давайте с вами отправимся в сказку. Для этого нам нужно сказать волшебные слова.
Дети встают в круг и говорят слова:
Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять (встают в круг)
Будем вместе мы играть (берутся за руки)
В сказку хотим попасть. (кружатся вокруг себя и закрывают глаза)
Звучит сказочная музыка «В гостях у сказки»
Воспитатель: Ну вот, мы и в сказке. Посмотрите, стоит корзинка. В ней лежат предметы и записка. Давайте ее прочитаем:
Перед вами корзинка, в которой лежат сказочные вещи. Они принадлежат героям различных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы.
Дети по очереди достают предмет и угадывают сказку (Теремок, Колобок, Курочка-Ряба и др.).
Воспитатель: Молодцы ребята. Вижу, что вы хорошо знаете сказки.
- Смотрите, ребята, еще одно задание и записка.
«Яга вчера была в гостях,
Что наделала, просто – ах!
Все картинки перепутала,
Сказки все она спутала,
Пазлы вы должны собрать,
Сказки детские назвать».
- Молодцы, и с этим заданием вы справились.
- Все мы немного устали, предлагаю сесть и передохнуть на волшебный ковер.
Беседа с детьми:
- Волшебные сказки знают и любят и бабушки, и прабабушки, и мамы, и папы. Сказки – волшебные, значит, в них?.» (Дети – Чудеса)
- Давайте вспомним, как называются эти сказки. (русские народные)
- А почему их так называют? (У них нет автора, сказки сочинялись народом).
- А еще в русских народных сказках постоянно присутствует число три: три брата, три царских задания выполняют герои сказок (невестки царя хлеб пекут, ковер ткут, танцевать готовятся – сказка „Царевна-лягушка“).
Воспитатель достает иллюстрации к сказке «Сивка-Бурка»
- Посмотрите на картинки, может вы узнаете в какой мы сказке с вами оказались?
- А в какой, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно:
Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебный оказался,
И Иван на нем остался.
Воспитатель: Так как же называется эта сказка?
- Правильно, сегодня мы будем читать волшебную сказку «Сивка-бурка».
- Но чтобы сказку нам прочесть, нужно сделать волшебные упражнения.
Физкультминутка (Дети выполняют упражнения по образцу).
Руки в боки, руки - шире.
Раз, два, три, четыре.
Сейчас попрыгать мы решили
Раз, два, три, четыре.
Потянулись - выше, выше
Приседаем - ниже, ниже.
Встали - сели
Встали - сели
А теперь на место сели.
Воспитатель: Садитесь поудобнее. Внимательно слушайте сказку.
Воспитатель читает сказку.
-Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.
Физкультминутка «Сказочная» (Дети выполняют упражнения по образцу).
Раз грибок, два грибок,
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал,
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся,
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо,
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку,
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
.
Вопросы для обсуждения, после прочтения сказки :
Кто главные герои сказки?
Как относились родные к Иванушке? (прием повторного чтения)
Где и при каких обстоятельствах Иванушка познакомился с Сивкой-Буркой?
Почему Иван отпустил Сивку-Бурку с поля, а не привел его к своему отцу? (использование точных фраз из сказки)
Какие слова Иванушка говорил, чтобы Сивка-Бурка прискакал? («Выйдет в чисто поле, свиснет, гаркнет…»)
В русских сказках все важные события случаются обычно трижды, повторяются три раза. Что трижды происходило в сказке «Сивка-бурка»? («три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»)
Что бы вы хотели пожелать Иванушке?
Ребята, а вам понятно слово "уродилась"? Что это значит?- оно означает - созрела, выросла. Как вы понимаете такое слово - "стерегите", что оно значит? Оно означает - сторожить, караулить. Как вы понимаете слово - "иззяб", что оно значит? Оно означает - замёрзнуть, чувствовать холод. А как вы понимаете слово - "толочь", что оно значит? Оно означает - дробить, измельчать. Как вы думаете, что означает слово "травить"? Оно означает - причинять вред кому-то или чему-то. А как вы понимаете слово "сеновал? Это помещение над конюшней для хранения сена.
Пересказ сказки.
Заключительная часть: Дети, вы очень внимательно слушали сказку, и я убедилась, что вам она действительно очень понравилась. Вы хорошо отвечали на мои вопросы. Всегда нужно прислушиваться к просьбам и словам родителей, помогать своим родным и близким. Нужно уметь держать тайны и не останавливаться ни перед чем.
- Нам пора возвращаться домой.
Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять (встают в круг)
Будем вместе мы играть (берутся за руки)
И домой хотим попасть. (кружатся вокруг себя и закрывают глаза).
Анализ: Воспитатель: Ребята, а давайте с вами вспомним, кто к нам сегодня приходил? (почтальон, принес письмо)
- Что мы сегодня делали? (помогали жителям волшебных сказок)
- Какие сказки мы сегодня вспомнили? (Теремок, Курочка-Ряба и др.)
- С какой сказкой мы сегодня познакомились? (Сивка-Бурка»)
- Чему учит нас эта сказка?
Воспитатель: В благодарность за то, что вы помогли жителям волшебных сказок, они дарят вот такие замечательные раскраски про сказку, которую мы с вами читали. Вы можете взять их домой, раскрасить и рассказать своим родным эту замечательную сказку.