Ирина Максимова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с ТРИз
Программное содержание:
- Систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
- Способствовать закреплению умения устанавливать связь с признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать умозаключения;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Содействовать развитию памяти и внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь;
- Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.
Оборудование:
Стулья, поставленные полукругом по количеству детей, письмо от зайца, шкатулка, ларчик.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации картин ”Зимушка - зима”, слова – таблицы: зима, снег, следы, кусты, деревья, дятел, земля, иллюстрации к ним, иллюстрации с птицами, зимующими и перелётными,
Словарная работа:
Термометр, снежная, вьюжная, белоснежная, морозная, поздняя, ранняя, студёная, сечень.
Содержание занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда, если отгадаете загадку:
Дел у меня не мало, я белым одеялом
Всю землю укрываю, белю поля, дома.
Зовут меня… (Зима)
Дети: Зима. Открывается дверь, и выглядывает мордочка зайца (с письмом) входит ребёнок.
Воспитатель: Посмотрите от кого же это письмо? (Читает письмо).
Детский сад № 32 ”Хрусталик”. Детям группы ”В гостях у Мишутки”.
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы приняли решение. Пора ли менять белые шубки на серые. Одна половина зайцев считает, что пора, а другие зайцы говорят, что ещё рано. Одни говорят, что зима заканчивается, другие говорят, что скоро наступит весна. Говорят, что весна к нам идёт через город, подскажите, когда она будет в лесу.
-Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь шубки дело для зайцев не простое. А почему с приходом зимы зайцам необходимо менять шубку? С какого цвета, на какой?
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами должны на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать прогноз погоды? (Ответы детей) Правильно ребята мы с вами сейчас послушаем прогноз погоды по телевизору. Диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадков. Включаю аудиозапись.
Игра ”Погода зимой”.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода зимой,
-Когда идёт снег - снежная;
- Холодно - холодная;
- Мороз - морозная;
- Вьюга - вьюжная.
-Отлично. Вы правильно говорите о погоде. Говорите чётко, внятно, интересно.
-А как вы думаете, вся зима бывает одинаковая?
Дети: снежная, морозная
Воспитатель: Вы, знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев зимы. Назовите зимние месяцы. Дети: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в январе?
Дети: Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встаёт раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы всё выше, снег глубже, лёд толще. В январе много светит ярких звёзд. Снег скрипит под ногами. Птицы и растения перезимовали пол зимы. Сечень – это когда отправлялись в лес вырубать вымороженные деревья.
Воспитатель: Молодцы, вы точно назвали зимние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, зима бывает прекрасна. С давних времён складывали стихи, песни. Сочиняли загадки и пословицы. А вы знаете приметы января?
Дети. Январю – морозы, февралю – метели.
Январь – в лесу глухая пора.
Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до поздней осени.
Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают пословицы и приметы времён года. А вы хотите положить туда знания? (Да).
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют пословицы о зиме.
Дети. Береги свой нос в большой мороз.
Мороз - всему году запевала.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снега надует – хлеба прибудет.
Не страшен мороз, когда укрыт тепло нос.
Не буде снега, не будет следа.
В январе растёт день – растёт и холод.
В январе висит много частых сосулек, очень длинных – урожай будет хороший.
Воспитатель: дети, вы хорошо всё говорили, наша шкатулка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Дети садятся на стульчики.
А сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказ по картикам. Необходимо составить предложение по каждой картинке. (Выставляю картинки зимы, земли, кустов, деревьев, следы, снег, дятел.) Дети составляют предложения. Примерный рассказ детей.
Зимушка – зима.
Наступила белоснежная зима. На землю выпал белый пушистый снег. Снежинки падали легко, словно пушинки. Снег лежит на деревьях, как белое покрывало. Кусты покрыты белоснежным ковром. В лесу видны следы белки, зайчика, лисы. Лиса делает неглубокие следы и заметает их хвостом. Она спасается от охотников. Дятел – санитар леса, зимует в лесу. Я люблю зимушку – зиму, за снежок, и за то, что можно кататься на санках и лепить снеговиков, играть в снежки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне очень понравились ваши рассказы о зиме.
Воспитатель: А сейчас ребята, представьте себе, что вы снежинки, и закачались, подул ветер, вы полетели.
Физминутка.
Белая зима
Пускай снегами всё заносит,
Пускай лютуют холода,
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
Воспитатель: Игра ”Четвертый лишний”.
1. Декабрь, январь, февраль, март (весенний месяц).
2. Дятел, голубь, воробей, снегирь, ласточка (перелётная птица).
3. Лиса, белка, заяц (не меняет шкурку).
4. Белка, мышь, заяц (не делает запасы).
Воспитатель: А теперь, ребята мы узнаем с вами, что было бы, если к нам совсем не пришла зима.
Дети:
-Никогда бы не было коротких дней.
-Не смогли надеть зимнюю одежду.
-Не увидели бы снегопада.
-Не наблюдали бы за снежинками.
-Не увидели бы больших сугробов.
- Не было бы гололёда.
- Не заметили бы как лужи покрываются корочкой льда.
- Не лепили бы снеговика.
- Не катались бы на санках, коньках, лыжах.
- Не шёл бы снегопад.
- Не пришел бы Новый год.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете приметы зимы. Из ваших ответов, я поняла, что зима вам нравится, какие красивые слова вы могли бы сказать про зиму.
Игра ”Зимние слова”. (Бросаю мяч, а дети называют красивые слова прилагательные.
Дети: белоснежная, красивая, хмурая, долгая, затяжная, тёплая, холодная, ранняя, поздняя, хорошая, дивная, замечательная, интересная, морозная, вьюжная, тихая, сухая, могучая, таинственная.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько много слов вы знаете о зимушке – зиме. А вот теперь скажите, пожалуйста, какие бываю птицы? (Перелётные, зимующие). Помогите мне найти птиц перелетных и зимующих. Дети раскладывают на доске.
А что это за перелётные птицы? Дети. Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.
Воспитатель: А как выдумаете, все ли птицы улетают сразу улетают?
Дети. Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потом прячутся, (ласточки, стрижи, кукушки, жаворонки) Затем улетают те, которые находят корм на земле, (это скворцы, грачи, журавли. В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси лебеди утки. Потому, что вода на реках замерзает.
Воспитатель: Во время перелёта птицы устают. Их много погибает, поэтому, что когда они когда они садятся отдыхать, не пугайте их.
Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать и почему?
Дети. Воробьи, галки, голуби, сороки, снегири, синицы, дятлы. У этих птиц перья гуще, они ближе прилетаю к жилью человека. Человек о них заботится.
Воспитатель: Дети, вы, верно, подметили, что в природе всё взаимосвязано, природа засыпает. Чудесно! Мне понравилось, как вы отвечали без стеснения. У всех отличные знания о птицах. А что вы знаете о животных, как они проводят зиму?
Дети. У лося отпадают рога. Заяц выводит детёнышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки готовят гнёздышки из сухой травы и листьев, чтобы лечь на зиму и спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку. А лисы, волки, зайцы остаются зимовать, потому, что они сами могут достать себе корм.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много доказательств привели мне. Я думаю, зайцы теперь точно будут знать, что зима еще не прошла. А мы им в ответ отправим в конверте снежинки и наши рисунки о зиме.
Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что зима прошла через наш город и направилась в лес. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились и почему? (Ответы детей) Отправляем конверт с рисунками о зиме.
Литература
1. Т. А. Шорыгина, ”Какие месяцы в году”. Путешествие в мир природы Развитие речи. Пресс 2000г.
2. Р. Н. Бунеев. А. А. Вахрушев Кочемасова Е. Е. Акимова Ю. А. ” Волшебный мир”
3. А. М. Страунинг. Росток программы по ТРИЗ и РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск 1996г.
4. Н. В. Ёлкина. О. В. Марничева ”Учим детей наблюдать и рассматривать” пособие для родителей и педагогов – Ярославль, академия 1996г.