Ольга Воронова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию речи
в старшей группе
«Путешествие в зимний лес»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: Способствовать осознанному желанию и умению детей следовать правилам речевого этикета в процессе общения; развитию понимания литературного текста. Уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно-следственные связи. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о живой природе зимой, признаках зимы, об особенностях жизни людей зимой. Развивать монологическую речь, представления о многообразии жанров в литературе, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор, поисково-исследовательскую деятельность, творческие способности. Воспитывать интерес к живой природе, доброжелательное отношение в общении со сверстниками.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Средства: аудиозапись «Времена года. Декабрь» П. И. Чайковского, музыки со звучанием бубенцов; снежинки, вырезанные из салфеток, по количеству детей; бейджики с картинками; конверты с картинами «Четыре времени года», небольшие картинки с их особыми приметами; картинка со следами животных (зайца, белки, волка, лося) и изображения животных; веточки, искусственный снег – для опыта; корзина со снежками; интерактивная доска; «снежинки настроения».
Методы: игровой, практический, словесный, погружение в сюжет, проблемные вопросы и ситуации.
Способы: художественное слово, слушание музыкального произведения, загадывание загадок, дидактическая игра, рассматривание, объяснение, показ, подвижная игра, опытническая деятельность, индивидуальная работа, поощрения, рефлексия.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, трудовая, двигательная, игровая.
Предварительная работа: чтение стихов о зиме, загадывание загадок о зиме, рассматривание картин с зимними пейзажами, наблюдение за зимующими птицами.
Мотивация: загадывание загадки, письмо с приглашением в лес.
Рефлексия: итог занятия.
Структура проведения занятия:
Воспитатель: Я приготовила загадку для вас, но необычную, а музыкальную. давайте её вместе разгадаем.
Звучит музыка «Времена года. Декабрь». Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя!
Музыка затихает, дети открывают глаза.
Воспитатель: Ребята, о чем вам рассказала музыка?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Что вы представляли, когда слушали эту музыку?
Дети: Как холодно зимой, дует сильный ветер, вьюга, метель не даёт идти.
Воспитатель: Какое время года спряталось в этой загадке?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Правильно. Я приготовила для вас интересную игру, но налетел проказник ветер и все картинки перемешал. Чтобы их разобрать, нам нужны 4 команды. Для каждой команды приготовлен конверт с заданием: четыре времени года и их особые приметы.
У каждого из вас на груди прикреплена картинка. По ней вы определите, к какой команде вы относитесь, команд будет 4: «Снежинка», «Ёлочка», «Снеговик», «Ёлочный шар». У каждой команды есть свой стол, найдите его. Каждая команда должна собраться очень быстро, а точнее, пока я веду обратный отсчет. Начали: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,. 1.
Пока воспитатель считает, дети по картинкам на бейджиках собираются в команды около своих столов.
Воспитатель: У вас на столах конверты, в которых находятся картинки с изображением времен года и картинки с их приметами. Вам нужно выбрать картинки с приметами которые соответствуют картинам с изображением времени года.
Дети выполняют задание и обнаруживают, что картинок с приметами зимы нет. Возникает затруднение.
Воспитатель: Ветер унёс картинки с приметами зимы. Что делать? Неприятная ситуация, ведь зима может обидится и навсегда покинуть нас. Надо исправить эту ошибку. Хотите?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда за дело! Надо поискать недостающие картинки около столов(находят под столом конверт). Посмотрите, ребята, конверт! Наверно его кто-то обронил. Давайте подберём его и прочтём его, интересно кому адресовано?
Воспитатель зачитывает адрес на конверте: «Детский сад «Ромашка», детям старшей группы». Затем вскрывает письмо и зачитывает его: «Дорогие ребята! Приглашаю вас в интересное путешествие в зимний лес. Любящая вас Зимушка-зима».
Воспитатель: Как хорошо, что мы получили это приглашение. Может в зимнем лесу у Зимушки-зимы мы найдём недостающие картинки. На чём-же мы отправимся в путешествие?
Дети: На санках и лыжах.
Воспитатель: И тут о нас позаботилась Зимушка-зима.
Воспитатель подводит детей к столу. На столе на столе ватмана точками нанесен рисунок. Воспитатель предлагает детям последовательно соединить точки карандашом. Дети выполняют задание – на бумаге получается изображение санок.
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: Санки.
Воспитатель: Чтобы наши сани сдвинулись с места, что им необходимо?
Дети: Снег!
Если дети не сразу дадут правильный ответ, тогда воспитатель загадывает загадку.
Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я создан из воды,
Но с неба я летаю;
Как пух лежу я на полях
И алмаз блещу
При солнечных лучах.
Дети отгадывают загадку, воспитатель подтверждает правильность отгадки чтением отрывка из стихотворения Г. Соренковой «Снег кругом».
Снег кругом, снег вокруг!
Снег покрыл дороги вдруг.
Шапки белые надели
Все дома, а в парке – ели.
В шубы нарядились –
Снегом все укрылись.
Воспитатель: Почему сани по снегу скользят легко, кто знает?
Дети: Снег скользкий, гладкий.
Воспитатель: Из чего состоит снег?
Дети: Из множества снежинок.
Воспитатель: А какие снежинки?
Дети: Очень маленькие, белые, лучистые, холодные, пушистые…
Воспитатель: Ребята, как называется явление, когда падает снег?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: А когда во время снегопада дует сильный ветер?
Дети: Метель, вьюга, буран, пурга.
Воспитатель: Давайте заметем нашу дорогу снегом? Возьмите снежинки в руки, вдохните носом поглубже и дуньте на них посильнее.
Дети берут в руки снежинки и дуют на них. Снежинки падают на пол. Воспитатель предлагает несколько раз повторить упражнение на дыхание.
Воспитатель: Ребята, а снег – это примета какого времени года?
Дети: Снег – это примета зимы.
Воспитатель: Снег рассыпан, санки готовы, отправляемся в лес?
Звучит музыка с бубенцами. Дети мелкими шажками передвигаются друг за другом, имитируя езду на санках. Музыка стихает, дети останавливаются.
Воспитатель: Мы попали в зимний лес. Послушайте какая тишина.
Воспитатель читает стихотворение С. Есенина
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Воспитатель: Что происходит зимой в лесу? Почему так тихо?
Дети: Зимой лес спит, от холода все животные и птицы спрятались в свои жилища.
Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать? Вспомнить названия зимующих птиц вам помогут загадки.
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (воробей)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (сова)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит… (сорока)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Воспитатель: Ребята, появление снегирей – это примета какого времени года?
Дети: Это примета зимы.
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что ещё интересного в лесу? Посмотрите как много в лесу разных следов, чьи они?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку со следами животных (зайца, белки, лося, волка) и изображения животных, дает задание: подобрать каждому зверю свои следы. Дети выполняют задание. Остаются картинки с изображением ежа и медведя.
Воспитатель: Интересно, а почему нет следов этих животных?
Дети: Потому что они зимой спят.
Воспитатель: А почему медведь и еж впадают в спячку?
Дети: Им нечего есть. Для них зимой нет пищи.
Воспитатель: (берет картинку со спящим медведем) Ребята, в какое время года медведь впадает в спячку?
Дети: Поздней осенью.
Воспитатель: Правильно. Продолжим наше путешествие.
Звучит музыка с бубенцами. Дети передвигаются друг за другом, имитируя езду на санках. Музыка стихает, дети останавливаются.
Воспитатель: Посмотрите на деревья в зимнем лесу. Расскажите, ребята, какие они.
Дети: Деревья стоят без листьев. Они засыпаны снегом.
Воспитатель читает стихотворение С. Есенина.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…
Воспитатель: А что за серебро на ветках зимних деревьев? Вы правильно ответите на вопрос, если отгадаете загадку.
Не колючий, темно-синий,
На кустах развешан… (иней)
Как появляется иней на деревьях? Чтобы ответить на этот вопрос правильно, давайте проведем небольшой эксперимент. Снег нам заменит соль, она такая же белая, состоит из кристаллов, как настоящий снег, только не тает в тепле. Возьмите веточки, опустите их в соль. Поднимите. Что-нибудь произошло?
Дети: Нет, веточка осталась такой же.
Воспитатель: Теперь веточку сначала опустите в воду, а затем в соль. Что мы видим?
Дети: Соль прилипла к веточке.
Воспитатель: Вот именно так появляется иней на деревьях. А откуда берется вода на ветках деревьев?
Дети: Вода остается на ветках после дождя.
Воспитатель: Правильно. Но в сильные морозы, когда нет дождей, на ветки оседает вода, которая находится в воздухе, которым мы дышим. Иней – примета какого времени года?
Дети: Примета зимы.
Снова звучит музыка. Дети мелкими шажками передвигаются друг за другом, имитируя езду на санках. Музыка стихает, дети останавливаются.
Воспитатель: Посмотрите, какая большая корзина стоит на этой лесной поляне. Она доверху заполнена снежками. Как вы думаете, для чего Зимушка-зима их нам приготовила?
Воспитатель выслушивает предположения детей.
Воспитатель: (уточняет) Зимушка-зима предлагает нам в них поиграть.
Игра «Снежки».
Дети делятся на две команды. Снежки рассыпаны на полу. По сигналу воспитателя «Снежки!» дети начинают их собирать. Побеждает команда, у которой после сигнала «Стоп!» будет больше снежков.
Воспитатель: Как хорошо мы поиграли. А какие забавы со снегом вы еще знаете?
Дети: Из снега лепят снеговиков, крепости, фигуры животных, разные постройки.
Воспитатель: Снеговик – это примета какого времени года?
Дети: Примета зимы.
Воспитатель: Сегодня в путешествии мы отыскали много примет зимы. Назовите их.
Дети называют приметы зимы. После этого на экране появляется дворец Зимушки-зимы, а потом и сама хозяйка дворца. Она говорит: «Я рада, что вы приняли мое приглашение и пришли ко мне в гости. Все путешествие я наблюдала за вами и очень довольна вашими успехами. За старания дарю вам «Снежинки настроения».
Воспитатель: Ребята, выберите снежинку с изображением того настроения, которое осталось у вас после нашего путешествия.
Дети выбирают «снежинки настроения».