Елена Солдатенко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Путешествие к Зайчику на день рождения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Задачи: Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, определении первого звука в слове.
Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
Словарь: Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
Грамматика: Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, „Путешествие к Зайчику на день рождения“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Материал:
Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.
Предварительная работа:
Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.
Ход занятия:
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься? (ответы детей)
Будем очень мы стараться? (ответы детей)
- Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе. /открываем письмо/
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».
- Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.
Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».
- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился.
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать наше занятие, давайте разомнем свой язычок, чтобы вам было легче правильно произносить слова и звуки.
ИГРА «Веселый Язычок»
Жил - был веселый язычок.
Жил он в своем домике.
Проснулся утром язычок
Сделал зарядку.
Почистил зубки
Побелил потолок
Подмел пол
Навел порядок
Сел у окошечка и стал пить чай.
Выбежал на улицу искать ребят
Посмотрел налево, направо
Нет ребят
Обежал вокруг
Увидел ребят и защелкал от радости
Наигрался, пришел домой и лег спать. Дети стоят ровно, рот закрыт.
Дети во рту шевелят
Произвольно языком.
Рот закрыт.
Языком провести по зубам сверху и снизу.
Дотронуться до неба.
Опустить язык максимально вниз.
Поводить языком в разные стороны.
Вытянуть губы и изобразить, что пьем чай.
Открыть рот и высунуть язык.
Поводить языком направо и налево.
Обвести языком вокруг губ.
Щелчки языком «лошадка»
Закрыть рот.
А теперь повторяем за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем.
1. - испытание: - Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то какие красивые, и я думаю, что они нам обязательно пригодятся, а вы как думаете? Ну взять их так просто нельзя! Нам необходимо выполнить задание: .
Игра «Определи звук в словах».
Зверята приготовили для вас стихотворение. Я читаю стихотворение, вы внимательно слушайте. Затем прочитываю стихотворение второй раз, вы определяете есть ли слова, в которых встречается звук В и хлопайте один раз в ладоши. Сколько хлопков сделали, столько слов со звуком В вам встретилось.
«Верблюд не любит воду пить,
К ведру не хочет подходить.
А если подойдет к ведру,
То только в страшную жару!»
Ребята, в каких словах вы услышали звук В?
Д: Звук В слышим в совах верблюд, вода, ведро, в страшную.
В: В какой части слова верблюд слышится звук В?
Д: Звук В в слове верблюд слышится в начале слова.
В: В какой части слова вода слышится звук В?
Д: Звук В в слове вода слышится в начале слова.
В: В какой части слова ведро слышится звук В?
Д: Звук В в слове ведро слышится в начале слова.
В: Давайте разобьем слова на слоги, похлопаем количество слогов ладошками.
Д: (хлопают в ладоши)
Вер-блюд
Вед-ро
Во-да
В слове верблюд 2 слога.
В слове ведро 2 слога.
В слове вода 2 слога.
В: Ребята, а где живет верблюд?
Д: Верблюд живет в пустыне.
В: Какую пользу приносит верблюд людям?
Д: Верблюд перевозит людей, грузы, как транспорт.
В: Почему верблюд пьет воду только, когда очень жарко?
Д: У верблюда есть два горба, где он хранит воду на запас.
- Вот теперь мы можем собрать цветы!
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Посмотрите на картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах. /бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
2. - испытание: – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
3- испытание:. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.
- А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
А шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
4 испытанеи:. – Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
/иллюстрации/
медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко
- Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.
5 – испытание:. – Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т. д.
Настроение у зайчика /какое?/ - радостное, веселое, счастливое.
А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т. д.
- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.
6 испытание: – Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей. /Да/
- Интересно, куда Зайчик положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.
- Для сахара? / Сахарница/.
- Для конфет? /Конфетчица/.
- Для салата? /Салатница/.
- Для салфеток? /Салфетница/.
- Для масла? /Масленка/.
- Для соли? /Солонка/.
Молодцы! Справились с очередной задачей. Надевайте свои наряды, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились.
Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?
«Терпение и труд все перетрут»;
«За всякое дело берись умело»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Какие труды, такие и плоды» и др.
Изготовление подарка для Зайчика : (коллективная работа).
-Ребята скажите мне пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались?
- Какие задания мы выполняли?
Посмотри внимательно на экран и скажите какие эмоции у вас вызвало наше путешествие к зайчику на день рождение?
-Молодцы!
- А теперь Зайчик приглашает вас за праздничный стол.
/проводится чаепитие/