Мусохранова Светлана Владимировна
«Составление описательного рассказа о предметах посуды». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме
Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Задачи:
- формировать умение составлять короткий рассказ по стихотворению;
- формировать умение составлять описательный рассказ о предметах посуды;
- закреплять умение сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый);
- активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий - низкий, многозначных слов (глубокий, мелкий);
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный);
- образовывать по аналогии названия посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница)
Материал: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Воспитатель: чтение отрывка из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».
… Никому отказа нет,
Подан каждому обед.
Собачке – в миске,
Курочке – несушке –
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении?
В чем подают обед собачке? Киске? Курочке - несушке?
А из чего обедает Машенька?
Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку – что это?
(Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки).
Воспитатель: посмотрите и назовите, что вы видите на столе?
Дети: называют.
Воспитатель: как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети:посуда
Воспитатель: сравните эти две тарелки. Чем они похожи?
Дети: из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.
Воспитатель: чем они отличаются друг от друга? (Воспитатель приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки).
Дети: одна тарелка – глубокая, другая – мелкая.
Воспитатель: для чего нужна глубокая тарелка?
А мелкая тарелка для чего нужна?
Воспитатель: когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?
Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка. Из чего они сделаны?
Дети: из металла.
Воспитатель: как одним словом сказать, какие они?
Дети: металлические.
Воспитатель: чем похожи эти два предмета? (воспитатель берет металлические чайную и столовую ложки).
Дети: сделаны из одного материала, из металла, они металлические.
Воспитатель: теперь подумайте и скажите, чем они различаются?
Дети: одна – большая, другая – маленькая.
Воспитатель: правильно. Они различаются по размерам. А еще чем?
Дети: цветом, рисунком.
Воспитатель: для чего нужна чайная ложка. Для чего – столовая?
Воспитатель: какие стеклянные предметы нужны вы видите на столе?
Дети: стаканы.
Воспитатель: чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего они нужны?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Эта тарелка глубокая, а эта …мелкая. Эта ложка столовая, а эта … чайная. Один стакан высокий, а другой … низкий.
Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы.
Дети: да.
Воспитатель: Как одним словом сказать, какие это предметы?
Дети: пластмассовые
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник,
(«надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
(приседать)
Очень хрупкие, бедняжки.
(руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
(кружиться)
Только стукни — разобьются.
(рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки,
(потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес.
(делать большой круг)
Воспитатель: сейчас мы поиграем в магазин посуды (выставляет на стенд картинки с изображением посуды). Посмотрите какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете её купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна?
Воспитатель приглашает одного ребенка к столу. Сейчас я вас приглашаю одного ребенка к столу. В случае затруднения ребята оказывают ему помощь.
Словесная игра «Отвечай быстро»
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру. Встанем в круг. Я буду бросать мяч. Например, я кину мяч и скажу слово стеклянный, а вы должны бросить мяч обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро, чтобы все успели принять участие в игре. В этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.
Итог занятия.
1. Что мы делали сегодня на занятий?
2. Понравилось вам занятие?
3. Какая бывает посуда?