Наталья Якунина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Прилет птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
Углубить и расширить знания детей о птицах родного края;
уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период,развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о зимующих и перелетных птицах (перелетные, зимующие, кочующие).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Прилет птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Закрепить знания детей о признаках весны; знания о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.
2. Развивать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие. Познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц; обогащать и активизировать речь детей;
Использование средств ИКТ.
3. Воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому, желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстрации с птицами;
чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:
Демонстрационный материал «Птицы»;интерактивная доска, проектор;
модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
мнемосхемы -перья разной формы, цвета, размера;
карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
Ход занятия.
Воспитатель: Дети отгадайте пожалуйста загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает…. (весна)
Верно отгадали загадка про весну. А какие изменения заметили вы в природе?- ответы детей.
Воспитатель уточняет и корректирует ответы детей ;
Солнышко светит и греет, прилетели перелетные птицы.
Снег быстро начал таять, он стал рыхлым, на ветках деревьев набухли почки и скоро появятся первые зеленые листочки
Дни стали длиннее, а ночи короче, люди сняли зимнюю одежду
Начинается весенняя капель, лед на речке потемнел и начал таять.
Снег тает, и появляются проталины. (показ слайда весна)
Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши и топайте ногами. (дети встают)
Проводится д / игра:
«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!» (дети садятся)
Воспитатель : Дети каких птиц вы знаете, которые улетают на зиму в теплые края? В какое время года улетают птицы? Воспитатель выставляет на мольберте картинки птиц : Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.
Воспитатель: А как можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А почему их называют перелетными?
Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что им страшен голод.
Воспитатель: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»)-и показ слайдов птицы весной
Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Радостное, веселое, доброе, нежное.
Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Дети: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.
Воспитатель: Ребята, сегодня необычный день.
Мы собрались вместе, чтобы отметить приход весны и возвращение птиц из теплых стран.
Как вы думаете, что помогало птицам долгое время находиться в воздухе –правильно это крылья.
Воспитатель показывает схему мнемотаблицу –птиц.
Воспитатель: Как можно еще догадаться, что это птицы?
Дети: У них есть клюв, две лапки с острыми коготками, тело покрыто перьями. Они умеют летать. Крылья для птицы очень важны они помогают долгое время находиться в воздухе, лететь, сохраняя равновесие
Воспитатель: На какие группы можно разделить птиц? (перелетные, зимующие).
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивания — руки вверх)
А внизу леса, поля —
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны)
Птички начали спускаться,
Воспитатель: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Дети: Построить гнезда.
Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?
Дети: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.
Воспитатель: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Дети: На деревьях, на столбах (аист).
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картинки.
(Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами кукушки, соловья, грача, ласточки)
Воспитатель :Ребята, а чем люди могут помочь птицам?-ответы детей
Дети: Можно сделать и развесить скворечники.
Теперь наши пернатые друзья начнут обживаться и радовать нас своим пением. А у самок птичек появятся птенцы когда будет совсем тепло, они будут о них заботится. Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Воспитатель : Но в лесу еще много снега, может быть еще спит медведь а синичка старается его разбудить (инсценировка «Медведь и синица»)
Инсценировка «Медведь и Синица
С. - К нам в лес весна – красна пришла
Вот только- только здесь была
Она подарки всем вручала
М. - А что ж меня не разбудила?
С. - Ты видно очень крепко спал
Скажи берлогу ты убрал?
М. - Нет. Что же делать мне синица?
С. - Во первых, встать, потом умыться,
Одеться, в доме все прибрать…
Потом весну встречать уж можно.
М. - Тогда за дело я возьмусь,
Отмою щеки, нос
Конечно причешусь.
Мне надо торопиться
Не буду больше я лениться!
С. - Тебе я мишка, предлагаю
Чтоб дело спорилось скорей
О помощи проси ты наших птиц друзей.
М. - Помогите мне пожалуйста проснуться.
Воспитатель: Ну вот ребята в лес вернулись перелетные птицы и помогли разбудить мишку своим пением, шумом, гамом. А мы пойдем сейчас с вами на улицу и поиграем в п / игру : «Перелетные птицы». Вы все большие молодцы.