Анастасия Ковалева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Изучение различий между звуками [з] и [ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по организации образовательной деятельности в старшей группе
Образовательная область - развитие речи
«Изучение различий между звуками [з] и [ж]»
Цели:
1. Улучшение слухового восприятия детей через упражнения по различению звуков [з] и [ж].
2. Развитие четкости и ясности произношения слогов, слов и фраз с использованием звуков [з] и [ж].
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
3. Развитие фонематического слуха, логического мышления и внимания.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие : расширение знаний детей о мире растений, животных и предметов быта.
2. Социально-коммуникативное развитие : формирование позитивной мотивации и желания правильно произносить звуки [з] и [ж].
Материалы и оборудование: письмо от персонажа «Буратино», набор картинок с изображением животных, растений и предметов быта с звуками [з] и [ж]. Карточки для каждого ребенка, использование информационно-коммуникационных технологий.
Ход занятия:
1 часть.
Использование информационно-коммуникационных технологий - посмотрите на слайды с звуками комаров и жуков.
Воспитатель: Ребята, я слышу звуки насекомых. Кто, по вашему мнению, издает эти звуки?
Ответы детей
Развитие артикуляционных навыков.
- Произнести на одном дыхании.
Вдох – ЖИ – ЖА – ЖО – ЖУ – ЖЫ – выдох.
Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.
Стучат в дверь.
Воспитатель сообщает детям, что в группу пришло письмо от Незнайки. Ребята изучают конверт.
Воспитатель: (читает письмо) «Привет, ребята! Это я, Буратино! Я решил стать поэтом и написал стихи, но Мальвина говорит, что у меня есть проблемы с звуками [з] и [ж]. Помогите мне разобраться, оцените мои стихи и, если нужно, исправьте ошибки, хотя я уверен, что там нет никаких ошибок! Я знаю, что вы все умные и добрые, поэтому я надеюсь на вашу помощь. Жду ответа. Буратино.»
Воспитатель: Ребята, мы можем помочь Буратино?
Ответы детей
Воспитатель: Для помощи Буратино давайте вспомним звуки [з] и [ж]. Но для начала нам нужно размять язычок (артикуляционная гимнастика «лопатка», «игла», «горка», «чашка»).
2 часть:
Воспитатель: Сейчас я буду показывать звук [з] и [ж], а вы должны выполнить соответствующие движения:
- Когда я называю звук [з], легонько хлопайте в ладоши (словно поймали комара).
- Когда я называю звук [ж], слегка двигайте руками вверх и вниз (словно летит жук).
Ж: жадина, лыжник, еж, лужа, жираф, стужа, жаба.
З: земля, гроза, мороз, закат, узор, зима, роза.
Воспитатель: Молодцы, вы дали правильные ответы. А сейчас давайте сыграем в игру «Жуки и комары».
Воспитатель раздает детям картинки с изображением комара и жука.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои картинки. Если у вас нарисован комар, вы входите в команду №1, а если у вас жуки, вы входите в команду №2.
- Как жужжат жуки? (жжжж)
- А комары? (ззззз)
Команда №1 должна придумать слова, начинающиеся со звука [з], а команда №2 - со звуком [ж] (дети называют по одному слову для каждого звука).
Воспитатель: Следующая игра - «Найди слово».
Ребята, на столе лежат предметные картинки. Команда комаров выбирает картинки, в названии которых есть звук [з], а команда жуков выбирает картинки с звуком [ж].
Воспитатель: Команда комаров, найдите все картинки с звуком [з] и положите их сюда.
- Вы, жуки, найдите все картинки с звуком [ж]. Готовы? Полетели!
- Теперь давайте проверим, какие картинки вы выбрали (проверяем и исправляем ошибки).
Воспитатель: Ребята, понравились ли вам эти игры?
Ответы детей
Воспитатель: А кому, по вашему мнению, можно предложить эти игры, чтобы лучше разобраться с звуками [з] и [ж]?
Ответы детей: Буратино.
Пальчиковая гимнастика:
Я весёлый майский жук. (показывается сжатый кулачок)
Знают все меня"Упражнения для пальчиков
Я веселый жук в мае, сжимаю кулачок с радостью.
Вокруг меня все знают - указательный палец и мизинец.
Я кружу над лужайками, разводя их в стороны.
Моё имя - Шевелить усами.
Жу - жу.
Воспитатель: Сейчас я раздам вам карточки. Внимательно рассмотрите их и определите, какие предметы изображены на них. Найдите в названии этих слов звуки [З] или [Ж] и их место в слове (в начале, середине или конце, и закрасьте соответствующие клеточки синим цветом.
Третья часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж. А почему вы думаете мы вспоминали эти звуки?
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь пришло время прочитать стихи для Буратино и определить, есть ли в них ошибки.
В конце занятия я предлагаю вам положить стихи с исправленными ошибками, картинки с изображением комара и жука,предметные картинки и карточки в конверт.
Рефлексия
Молодцы, ребята! Вы сегодня активно работали, правильно отвечали. Расскажите:
- Кому мы сегодня помогали решить проблемы с звуками [з] и [ж].?
- а кто помнит для чего Буратино хотел научиться говорить звуки [з] и [ж].?
- Какие игры вам понравились больше всего?
- Что нового вы узнали?"