Лисица Анастасия Анатольевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе :
«Чтение рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж».
Цель:привитие детям дошкольного возраста любви к художественной литературе.
Задачи:
познакомить детей с маленьким рассказом из жизни пингвинов;
расширять знания детей о пингвинах;
учить строить сложноподчиненные предложения;
развивать умение внимательно слушать, слуховую память, мышление.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Чтение рассказа Г, Снегирева „Пингвиний пляж“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пингвин. Детям о пингвинах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа:
беседы с детьми о разнообразии птиц на Земле; отгадывание загадок о птицах; разучивание двигательных упражнений с использованием ИКТ; рассматривание глобуса, энциклопедии о птицах;
Ход работы
Воспитатель:
- Ребята, вы знаете, какой материк я показываю? (На глобусе показать материк Антарктида.)
– На каком полюсе находится Антарктида? – На Южном полюсе.
- А каким цветом она обозначена? – Голубым. Да, потому что этот цвет обозначает снег и лед. Там всегда очень холодно, независимо от времени года.
- А кто из вас мне скажет, какие животные живут на Антарктиде? Послушайте загадку.
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда. (Пингвин)
- Как вы догадались, что это пингвин? А что вы знаете про пингвинов? (Ответы детей.) А я хочу добавить к вашему сказанному, что родственные связи пингвинов с другими птицами неясны. На земле пингвины появились 60 миллионов лет назад. Живут они от 7 до 20 лет. Пингвины – птицы не северные, а южные, потому что обитают только в Южном полушарии. Тысячи лет назад предки этих неуклюжих птиц парили в воздухе не хуже своих крылатых собратьев – других птиц. Жизнь на берегу морей и океанов вынуждала пингвинов часто спасаться в воде, и постепенно они научились плавать, помогая себе крыльями удерживаться на воде. От подобных купаний крылья пингвинов превратились в ласты и потеряли способность сгибаться. Так как пингвины плавали, загребая воду крыльями, как вёслами, они совсем разучились летать. Крылья у них есть, но не годные для полетов, а годные для плавания ныряния. Рыбы, кальмары, крабы и рачки – это добыча пингвинов. Пингвины – удивительные птицы.
А знаете еще, что в самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец-пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его в лапах-ластах 2 месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, который он накопил летом. А мама - пингвиниха в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.
Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправят в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители тем временем будут ходить в море за пищей для малышей. Понять, почему пингвины удивительные птицы, поможет нам с вами рассказы
Геннадия Снегирёва
«Пингвиний пляж»
Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами.
И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.
Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!
Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр… Каррр…»
Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось, задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.
Вдруг слышу: сзади кто-то танцует.
У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.
Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.
Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай, — думаю, — повеселятся, они, наверное, радуются, что мы приехали».
Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.
Любопытные
Сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают — никак не могут понять, что это я делаю. Очень они любопытные.
Вечером я повесил умывальник на доску. Пока я его к доске прибивал, один пингвин стоял и внимательно смотрел, даже кивал головой.
Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась. Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок и слушают, как капли разбиваются о камни. Для них это, может быть, музыка.
Раз я в палатке разжёг примус. Примус шумит. Я ничего не замечаю.
Хотел выйти из палатки и не смог: у входа столпились пингвины, слушают примус. Я чай согрел и выключил примус.
Пингвины закричали, загалдели. Хотят ещё послушать. Я им примус просто так зажигал — пусть слушают.
Отважный пингвинёнок
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок : страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Камушки
Я заметил, что пингвины идут с пляжа молча. Оказывается, они держат в клювах камушки. Если уронит пингвин камушек на землю, то обязательно остановится и поднимет его.
Бывает и так: другому пингвину этот камушек покажется лучше. Он свой выбрасывает и хватает чужой.
Начинается драка за камушек, и достаётся он самому сильному.
Пингвинам камушки нужны не играть, а гнёзда строить. Ведь остров их весь каменный, ни одной травинки не растёт. Поэтому пингвины строят гнёзда из камушков.
Пингвиниха сидит на гнезде и со всех сторон камушки под себя подгребает. А рядом стоит пингвин, посматривает кругом — караулит.
Пингвин зазевается, сосед его камень схватит и положит к себе в гнездо. Из-за этого пингвины всегда кричат и дерутся — отнимают друг у друга камушки.
Воспитатель:
- О чем этот рассказ?
- Что вам запомнилось из прочитанного? Что
для вас было более интересным (зачитываем 3-4 отрывка)
- Ребята, как вы понимаете, что такое фанера?
- фанера это-лист из древесины прямоугольной формы, который получается при склеивании нескольких таких листов
А что такое примус?
- Переносной нагревательный прибор на жидком топливе (спирт, керосин, бензин, солярка)
Физминутка.
Чёрно- белые пингвины
Далеко видны на льдинах.
Идут себе вразвалочку,
Вступают вперевалочку.
Пингвин - папа,
Пингвин – мама,
А сынишка пингвинишка
В чёрном фраке и манишке
Восп. А теперь давайте с вами поиграем в дидактическую игру закончи предложение говорить предложения, а вы должны будите
продолжить его. Предложения вы можете
строить по-разному.
- К листу фанеры выстроилась очередь,
потому что ….(все пингвины хотели
потанцевать)
- Если бы пингвин не упал на фанере,
то… пингвинам не было бы так весело
- Стоя на высоте трехэтажного дома,
крохотный пингвиненок закрыл глаза, так как
… он очень боялся)
- Если бы пингвины роняли камешки на землю
и не подбирали их, то… они бы не смогли
построить себе гнезда).
- Чтобы полярник не выключал примус,
пингвины…. столпились у входа
(педагог объясняет, что предложения можно построить по разному)
Воспитатель: А сейчас давайте мы с вами нарисуем пингвина, раскрасим и слепим.