Елена Рогожина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о питомцах»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта. Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произношение звука «с» в словах и фразах. Учить подбирать слова со звуком «с» и вслушиваться в их звучание.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Составление описательного рассказа о питомцах“» размещена в разделах
- Домашние питомцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
Материалы и оборудование: Игрушки: кошка, собака.
Методы и приемы: Загадывание загадки, беседа вопрос – ответ, рассматривание игрушки, составление описательного рассказа, физкультминутка, проговаривание чистоговорок.
Предварительная работа: 1. Дидактическая игра: «Семья» [16,с. 36]; «Кто, где живёт» [11,с. 128]. 2. Чтение рассказов В. Сутеева «Кто сказал мяу»; Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц». 3. Беседы «Моя семья», «Мой домашний любимец».4. Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Ход занятия.
Давайте за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
-Доброе утро, ребята!
Дети. Доброе утро, Елена Викторовна!
- Ребята, отгадайте загадку.
Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки. Кто это?
- Правильно это кошка. (показ игрушку кошку). Посмотрите, какие у кошки глаза?
Дети. Зеленые.
- Шерстка?
Дети. Мягкая.
- Какими словами можно сказать о кошке? Какая она?
Дети. Пушистая, ласковая, ловкая.
-Что умеет делать кошка?
-Дети. Прыгать, ловить мышей, царапаться, лакать молоко…
-Вы много слов сказали о кошке и все они звучат по-разному, послушайте: кооошшшкааа, ррррыыыыжжжаааая. Скажем все вместе тихим голосом слово кошка.
Дети выполняют.
- Как зовут детенышей кошки? Кто у нее?
Дети. Котенок, котята.
-Кошка большая, а котенок?
Дети. Маленький.
- Придумаем кошке кличку. Как ее зовут?
-Дети. Мурзик, Мурка, Рыжуля.
- Кто хочет рассказать про кошку?Описать какая она?
Дети рассказывают совместно с воспитателем.
«Это…кошка. Ее зовут…Мурка. Она…усатая, глаза у нее…зеленые. Шерстка…мягкая. Мурка…пушистая, белолапая. Она любит…молоко, умеет…ловит мышей. Мне она…очень нравится»
Затем дети рассматривают игрушечную собаку и отвечают на вопросы воспитателя.
Вопросы.
1. Кто это?
2. Какая собака?
3. Как зовут детеныша собаки?
4. Собака большая, а щенок?
5. Как мы назовем собаку?
6. Что может делать Дружок?
7. На что похожи глаза у собаки?
8. А какой у собаки хвост?
9. Кто хочет рассказать про собаку, описать, какая она?
Дети составляют описание с помощью воспитателя.
«Это …собака Жучка. Шерстка у нее…белая, мягкая, пушистая. Глаза…темные, блестящие, как бусинки, хвост…колечком. Жучка любит играть…с ребятами и ребята …любят свою собаку.»
- О ком можно сказать большой? Большой… кот, пес. Маленький…котенок, щенок, большая…кошка, собака. У кого дома есть кошка или собака (ответы детей). Расскажите про них.
Заслушиваются несколько рассказов.
Физминутка
- Сейчас я буду мамой-кошкой, а вы моими котятами. Я поучу вас охотиться на мышей. Сначала котята стерегут мышь.
Дети: Сидят тихо, прислушиваются.
- А потом тихонько подкрадываются к мышке.
Дети крадутся.
- И быстро делают прыжок.
Игра повторяется 2 раза.
- К нашему коту прилетела оса. Са-са-са – прилетела оса. Повторите все на месте.
Дети повторяют рифмовку громко и шепотом, хором и индивидуально.
-Су-су-су – кот прогнал осу.
Дети повторяют рифмовку громко и шепотом, хором и индивидуально.
- У осы не усы, не усищи, а усики. Давайте скажем все вместе.
Дети выполняют. Воспитатель подходит к ребенку и дает ему картинку с осой.
- Аня, ты начни говорить эту скороговорку, а потом передай картинку своему соседу, он продолжит.
Таким образом картинка переходит от одного ребенка к другому, дети произносят скороговорку по частям.
- Посмотрите вокруг, назовите игрушки, которые живут у нас в группе. Кого мы пригласим на занятие в следующий раз?
Дети. Зайца, мишку, куклу…
- Как одним словом назвать их?
Дети. Игрушки.
- Камилла, пригласи любую игрушку на следующее занятие. Как ты скажешь?
Камилла. Мишка, приходи к нам на занятие; зайчик, посмотри, как мы будем заниматься!
Итог.
Используемая литература:
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
М. : ТЦ, «Сфера»