Наталья Стешенко
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Чтение стихотворения И. Бунина "Листопад". Составление рассказа о кукле.
Задачи: Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить детей с произведением о ранней осени, учить называть осенние приметы, развивать поэтический слух. Воспитывать любовь к поэзии.
Материалы: Листик, кукла.
Темочки:
- Бунин И. А. Творчество Бунина для детей
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
Предварительная работа. Накануне во время прогулки "поискать" приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что "воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра".
Ход занятия
1. Организационный момент. Загадки про осень.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Дети: Осень.
Воспитатель:
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
Дети: Сентябрь.
Воспитатель: Сентябрь - это первый месяц осени, а это значит, что у нас сейчас ранняя осень.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру. Надо встать в круг, я буду вам по очереди передавать листик. Я говорю начало предложения, а тот, у кого листик заканчивает его.
2. Основная часть.
Игровое упражнение: «Закончи предложение».
Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — моросит, идет и т. д.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Листья осенью (какие) — желтые, красные.
Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Воспитатель: Осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них.
Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
Вступает в пестрый терем свой
Беседа по содержанию стихотворения:
-Как называет стихотворение?
- Какое время года описывает поэт в своём стихотворении? (Осень).
- Как вы догадались, что это время года – осень? (ответы детей).
- Как поэт говорит о лесе, с чем он его сравнивает? (с теремом).
- Ребята, а почему поэт сравнивает лес с «расписным теремом»?
- Да, ребята правильно. И. Бунин подчеркивает этими словами красоту осеннего леса.
Зачитывает отрывок из стихотворения.
Воспитатель: Ребята, а давайте с Вами поиграем с осенними листочки.
Физкультминутка: «Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Составление рассказа о кукле по вопросам воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости зашла кукла Маша. Ей так понравилось это стихотворение, что она замерла от восторга. Помните к нам в гости приходила неваляшка? Она рассказала о том, как вы ее порадовали своими рассказами про нее. И Маше тоже захотелось, чтобы вы о ней рассказали. Давайте попробуем?
Воспитатель: Кукла Маша красивая! У нее какие волосы, глаза, губки? (ответ детей)
Кукла Маша нарядная! У нее какое платье, на ногах какие туфельки (ответ детей)
Образец рассказа о кукле.
Это кукла Катя. Она очень красивая. У куклы голубые глаза. У нее светлые волосы. Они завязаны в два пушистых хвостика. Кукла не только красивая, но и нарядная. На кукле красивое красное платье, украшенное цветочками. На ногах белые носочки. Обута кукла в белые туфли.
Воспитатель: Ребята кукла Маша хочет что-то сказать мне на ушко. Она очень хочет, чтобы вы сами про неё рассказали.
Дети рассказывают о кукле.
Подсказывание может идти от лица куклы: Вы очень хорошо рассказываете про меня (не забывайте сказать, что у меня светлые волосы.) Расскажите про мои глазки.
Воспитатель: Молодцы. Мне и кукле очень понравились ваши рассказы.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: А сейчас мы вспомним, чем мы сегодня занимались.
Про какое время года мы с вами говорили? (Мы говорили про осень)
-Вспомним, какая она бывает? (Осень бывает разноцветная, золотая, дождливая, грустная, пасмурная.)
Кукле Маше очень понравилось, как вы про нее рассказывали, после занятия она с вами поиграет.