ИРИНА ВЕРНОГОРОВА
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мой дом — моя крепость»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
«Мой дом – моя крепость»
Цель: развитие способности понимать ценность пространственно-предметной среды дома в жизни человека.
Образовательные задачи
-Познакомить детей с историей жилища;
-систематизировать знания детей о домах и их видах.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой дом
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Развивать речь, творческое воображение детей.
Воспитательные задачи
Воспитывать бережное отношение к своему дому.
Оборудование: презентация, альбомные листы, карандаши.
План:
1. Беседа о доме.
2. Проблемная ситуация.
3. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.
4. Физкультминутка.
5. Проблемная ситуация.
1. Игра «Для того, чтобы.»
2. «Чудо – домики»
3. Рисование дома.
Ход проведения:
1. Беседа о доме. (слайд 1)
• Дети, отгадайте, о чё м это загадка: «Как называется то место, из которого человек уходит, но всегда возвращается?». (Дом) (слайд 2)
• Что означает для вас это слово? Что бы вы рассказали о своём доме?
(Ответы детей)
• Сколько этажей в вашем доме?
(Ответы детей)
• А сколько комнат в вашей квартире?
(Ответы детей)
• Мы с вами живем в городе Магнитогорске и дома у всех разные.
• Посмотрите на фото домов, которые есть в нашем городе. (Слайды с 3 по 12).
• Чем они отличаются друг от друга?
(Ответы детей)
-Правильно. Одни дома построены из бетона, другие из кирпича, у них разное количество этажей, наши дома разного цвета.
(Ответы детей)
• Дети, я хочу рассказать вам о деревенском доме.
(Слайд 14)
Деревенские дома отличаются от городских своей архитектурой. В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых соседей. У дома было деревянное крыльцо со ступеньками.
И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Чаще всего дома строили из елей. Стройку начинали летом, на Троицу, и примечали: «Без Троицы дом не строится».
Обогревались дома русской печкой, она давала тепло зимой, на ней готовили еду. По вечерам старики, забравшись на печь погреться, рассказывали детям сказки.
(Слайд19)
• Посмотрите на слайде внутреннее убранство избы (слайд 15)
• А кто из вас был в деревенском доме?
(Ответы детей)
• Деревенские дома бывают деревянными и глиняными.
(слайд 17)
• Камень, глина, кирпич, дерево полезны для здоровья человека, так как они считаются экологически чистым материалом. Вот какие разные деревенские и городские дома.
1. Проблемная ситуация. (Слайд 18)
• Ребята, а всегда ли были дома, как вы думаете?
(Ответы детей)
• Каким же был дом древнего человека?
(Ответы детей)
1. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.
Домом древнего человека служила пещера.
(Слайд 19)
Люди искали сухие пещеры, в которые не задувал ветер. На ночь вход в пещеру закладывали камнями или загораживали ветками. Как вы думаете, для чего?
(Ответы детей)
• Это делалось для того, чтобы защитить себя от диких животных. На землю они клали подстилку из сухих листьев и потом на них стелили шкуры животных. Стены пещер древние люди украшали рисунками
• (слайд 20)
Во время охоты люди жили в палатках. Палатка древнего человека - это палки,
скрепленные вверху и покрытые шкурами животных. У индейцев до сих пор есть такие палатки, их называют типи. Это древнее жилище человека, сохранившееся до наших дней (слайд 21)
• Деревянные стойки вбивались в землю по кругу, а вверху связывались кожаным ремнём. Снаружи всё покрывали сшитыми шкурами, чаще из бизона. Они были прочными, и через них не протекала вода.
• А вы знаете, как называется это жилище?
(Ответы детей)
• Это тоже жилище индейцев - вигвам. Чем оно отличается от типи?
(Ответы детей)
• У вигвама прямые стены и куполообразная крыша в отличие от типи. Сверху шкур снаружи вигвам обшивали корой берёзы, которую соединяли при помощи костяной иглы и тонких кожаных ремешков. А зимой внутри вигвама каркас из дерева и на него вешали чехол из пушистых звериных шкур.
(Слайд 22)
В нашей стране на Севере тоже сохранились древние дома. Может быть вы слышали о домах из снега?
(Ответы детей)
• Такие дома называются иглу. Их и сейчас строят зимой охотники. Вход в ледяную хижину делают очень низким, чтобы в неё не задувал ветер. Иглу - жилище эскимосов. Строят его из глыб снега, которые вырезают большими ножами и укладывают по спирали. Постройке придают вид купола, благодаря чему она сохраняет тепло. Внутри подвешивают полог из оленьих шкур.
(Слайд 23)
Существует ещё один вид жилища - чум.
Чум - переносное жилище у народов Сибири. Каркас в виде конуса из жердей, покрытый зимой оленьими шкурами, и парусиной или берестой летом. Ещё вид - юрта. (Слайд 24)
Юрта - переносное жилище из войлока у народов Азии. Круглое в плане с куполообразной крышей. Стены составлены из решёток, крыша - из шестов, верхними концами соединённых в центральный обруч, обрамляющий свето- дымовое отверстие над очагом. Каркас юрты кроется войлоком.
(Слайд 25)
Сакля - жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери.
(Слайд 26)
В жаркйх сырых местах строят дома на сваях. Двух - или трехметровые сваи, на которые ставят дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон обычно не делают, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток.
(Слайд 27)
В средние века люди воевали друг с другом. И деревянные дома не могли защитить людей. Стали строить замки — крепости. Они строились из камней или кирпичей, у таких построек были толстые стены, которые не могли пробить снаряды противника. Вокруг замка делали стены из камня, окошки у такого жилища были маленькие.
(слайд 28)
• Как вы думаете, почему сейчас не строят такие замки?
(Ответы детей)
1. Физкультминутка (слайд 29)
2. Проблемная ситуация (слайд 30)
• Ребята, представьте, что вы оказались на необитаемом острове, где всегда тепло и растут пальмы и различные цветы. Но бывают сильные дожди. Из чего бы вы построили себе дом?
(Ответы детей)
6. Игра «Для того, чтобы.» (слайд 31)
- Ребята, дома могут быть разной формы, сделаны из различных материалов.
• Но скажите, что должно быть у каждого дома?
(Ответы детей)
• Давайте с вами поиграем в игру «Для того, чтобы.». (Крыша дому нужна для того, чтобы.). (Окно, печь, дверь, крыльцо).
• Молодцы, вы всё сказали правильно.
7. Чудо – домики. – Как называется профессия людей, которые строят дома? (ответы детей)
– Что нужно сделать, прежде чем строить дом? (ответы детей)
(Дом надо придумать и нарисовать).
- Человек, который придумывает новые дома,называется архитектором. Бывают дома необычные.
(слайды с 32 по 35)
8. Рисование дома.
• Ребята, есть такое выражение «Мой дом - моя крепость». Как вы его понимаете? Да, для каждого человека дом - это его семья, место, где его любят и всегда ждут, заботятся о нём. дом нам нужен для того, чтобы жить в нём, чтобы найти в нём тепло, защиту, любовь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Вот поэтому так и говорят «Мой дом - моя крепость».
• Когда вы вырастете, у вас будет свой дом. Какой он будет? Давайте об этом помечтаем и нарисуем на бумаге.
(Слайд 36)
(дети садятся за столы, рисуют)
Какие прекрасные дома у вас получились! И как, наверно, в них будет хорошо жить. Пусть у каждого из вас будет тёплый, светлый, уютный дом. А вы берегите и любите свой дом (слайд 37)