Екатерина Маранова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дорогая моя столица, золотая моя Москва»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему:
«Дорогая моя столица, золотая моя Москва»
Учитель-логопед: Маранова Е. Н.
2018 г
Задачи:
1. Образовательные:
• закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схеме;
• продолжать учить детей определять количество слогов в словах и употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти, экс-кур-си-он-ный);
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Дорогая моя столица, золотая моя Москва“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Московская область, город Москва
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• продолжать учить детей употреблять в речи множественное число существительных в родительном падеже (много тигров);
• закреплять умение образовывать новые формы существительного (Москва - москвичи);
• обобщать знания детей о Москве;
• актуализировать в речи понятия «дикие»/«домашние» животные и их названия.
2. Развивающие:
• развивать умение объяснения смысла пословиц и переносного значения выражений (Москва – сердце России; золотая Москва);
• развивать познавательную активность детей: выделять главное, строить предположения, сравнивать, строить умозаключения;
• вызывать у детей интерес к познанию богатства языка и речи, к экспериментированию со словом;
• развивать пространственные представления.
3. Воспитательные:
• воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своей столице.
Оборудование:
• бейджики с именами детей (оформленные детьми) и бейджик «представитель туристической фирмы»;
• карточки для подписи автобуса («экскурсионный»; знак «осторожно дети»);
• билеты на автобус;
• схема для составления описательного рассказа о достопримечательностях Москвы;
• картинки с достопримечательностями Москвы;
• предметные картинки животных, картинки дерева и дома;
• музыкальное оформление – гимн Российской Федерации;
• детские рисунки о Москве для оформления группы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о Москве;
заучивание стихотворений о Москве;
пословиц и поговорок о Москве;
чтение произведений художественной литературы о Москве;
рассказывание об истории Москвы;
рисование «Спасская башня»;
аппликация многоэтажных домов;
изготовление бейджиков (дети сами печатали на них свои имена).
Словарная работа: экскурсовод, экскурсия, достопримечательности, турист, туристическая фирма, Большой театр, Московский зоопарк, арена цирка, Юрий Долгорукий, А. С. Пушкин.
Ход занятия:
Организационный момент:
I. Воспитатель (В): Как называется наша страна? Назовите, пожалуйста, столицу нашей родины.
Дети (Д): Наша страна называется Россия. Столица нашей родины – Москва.
В: Правильно. А люди нашей страны – россияне. И все они говорят на русском языке. Русскую речь ярко и образно украшают пословицы и поговорки, когда в краткой форме отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний. Пословицы и поговорки о Москве прославляют столицу нашей необъятной Родины. Вся история отражена в пословицах о Москве.
Никита:
• За делом и в Москву невелик проезд.
• Видна из Кремля вся русская земля.
• Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.
Григорий:
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Елизавета:
Москва верстой далека, да сердцу рядом.
Иван:
• Москва - всем городам Мать.
• Москва людна и хлебна.
• Дорога матушка-Москва: за золото не купишь, силой не возьмёшь.
Алена:
• Из Москвы, как с большой горы, всё видно.
• Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.
• Москва веками строилась.
Матвей:
• Москвой - столицей вся страна гордится.
• За Москву-мать не страшно и умирать.
• Наш городок Москвы уголок.
(Дети называют пословицы о Москве, раскрывая ее смысл).
В: А я тоже знаю пословицу: Москва – сердце России. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Что значит «сердце»? (объяснение детьми переносного смысла).
Сегодня я вам предлагаю отправиться на экскурсию в столицу нашей родины Москву. А теперь давайте получим билеты и отправимся в путь. Занимайте места, согласно полученным билетам.
II. 1) Логопед (Л): Здравствуйте, дети подготовительной группы, я представитель туристической фирмы. Вы знаете, чем занимается туристическая фирма?
Д: Путешествиями и экскурсиям.
Л: и сегодня я предлагаю вам провести экскурсию по городу Москва. Вспомните, кто ее проводит? Как называется профессия того, кто проводит экскурсию?
Д: Экскурсовод.
Л: Правильно, экскурсовод.
Это длинное слово мы прохлопаем: экс-кур-со-вод. Сколько слогов(4) Выложите столько прямоугольников, сколько слогов в этом слове. О чём рассказывает экскурсовод? О достопримечательностях. Это слово ещё длиннее. Давайте его протопаем. Сколько слогов(8) Давайте и его выложим из прямоугольников. Молодцы!
(Если дети сразу затрудняются ответить, то один ребёнок топает слово по слогам, остальные загибают пальцы, а потом считают. Логопед следит за правильной слоговой структурой этих слов у каждого ребёнка).
Мы сегодня будем экскурсоводами и будем знакомиться с достопримечательностями города Москва. Наш автобус отправляется на экскурсию, значит он экскурсионный. Давайте прохлопаем и это слово: экс-кур-си-он-ный. Сколько слогов(5) Выложите количество слогов прямоугольниками. (Логопед прикрепляет к партам, поставленным в ряд, надпись «экскурсионный»). Юные экскурсоводы наденьте бейджики и отправляемся. (Обратить внимание на наличие бейджиков (дети сами печатали на них свои имена).
2) В: Обратите ваше внимание направо/налево там находится … памятник Юрию Долгорукому/А. С. Пушкину/Большой театр. Давайте выйдем из автобуса и подойдем поближе.
(Ребята узнают и называют достопримечательности, составляют описательный рассказ по картинке с опорой на схему).
• Я - экскурсовод. Меня зовут (ребёнок называет себя)
• Что это? В каком городе находится?
• Памятник это или архитектурное здание?
• Если это памятник, то кому его поставили и за какие заслуги?
• Если это здание, чем оно славится, для чего оно нужно? Кто в нем работает)
В: Остановка – памятник Юрию Долгорукому.
Иван (примерный рассказ):
- Здравствуйте. Я экскурсовод. Меня зовут Иван. Это памятник Юрию Долгорукому. Этот скульптурный памятник поставили в честь основателя Москвы – Юрия долгорукого. Он находится на Тверской площади.
В: Остановка – памятник А. С. Пушкину.
Никита (примерный рассказ):
- Здравствуйте, уважаемые туристы. Я экскурсовод. Меня зовут Никита. Это памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Его воздвигли в честь известного русского поэта. Вот как Александр Сергеевич Пушкин написал о Москве:
" Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!"
В: Остановка – Большой театр.
Алена (примерный рассказ):
- Здравствуйте. Я экскурсовод. Меня зовут Алена. Это Большой театр. Это достопримечательность города Москва. Это архитектурное здание. В нем показывают спектакли и работают актеры и актрисы.
3) Физминутка:
В: Ребята, остановка.
Мы учили песенку,
А в песенке слова:
«Здравстуй, наша Родина,
Город наш … (Москва)».
Что за площадь есть в Москве
Там где башня Спасская?
Эту площадь знают все,
Эта площадь … (Красная).
(Дети гордо маршируют по ковру).
4) Посадка детей.
В: Давайте продолжим путь. Следующая остановка Кремль/Московский зоопарк/Цирк на Цветном бульваре.
В: Остановка Кремль.
Матвей (примерный рассказ):
- Я экскурсовод. Меня зовут Матвей. Это Кремль. Здесь есть Спасская башня, на ней часы. Их называют курантами.
В: Остановка Московский зоопарк. Здесь нас вместе с экскурсоводом встречает представитель туристической фирмы.
Дмитрий (примерный рассказ).
- Здравствуйте. Я экскурсовод. Меня зовут Дима. Это Московский зоопарк. В нем очень много животных. И животные там живут не в клетках, а в вольерах.
Л: А какие животные есть в зоопарке? Посмотрите на картинки.
Д: Зебра, лев, лошадь, волк, тигр, лиса, кролик, корова, поросенок, осел.
Л: А как вы думаете, в зоопарке много животных или по-одному?
Д: Много.
Логопед: А много кого? Давайте назовем.
Д: много зебр, много львов, много лошадей, много волков, много тигров, много лис, много кроликов, много коров, много поросят, много ослов.
Л: В зоопарке есть животные, живущие дома и на природе. Как их называют?
Д: Домашние и дикие.
Л: Давайте разделим их на две группы. К дереву отнесем диких животных, к домику – домашних. (Логопед вызывает к доске двух детей, они распределяют картинки).
(Домашние: лошадь, кролик, корова, поросенок, осел. Дикие: зебра, лев, тигр, волк, лиса).
В: Остановка – цирк.
Шахриноз (примерный рассказ).
- Здравствуйте. Я экскурсовод. Меня зовут Шахриноз. Это цирк. Он находится в Москве на Цветном бульваре. Здесь работают артисты, клоуны, акробаты и много различных животных.
5) В: Давайте сядем в автобус и поедем назад. В наше любимое великое село. Стоп, приехали.
А теперь назовите символы Российской Федерации и президента нашей страны (Флаг, герб, гимн, Путин В. В.) Предлагается прослушать стоя гимн Р. Ф.
6) Л: Вы живете в Великом селе, значит вы великоселы. Никита живет в Гаврилов-Яму – он гаврилов-ямец. Люди, живущие в столице Москве – москвичи, женщина - москвичка, мужчина – москвич).
А если наши гости из Ярославля (ярославцы, ярославец, ярославка, ярославна, Ростова (ростовчане, ростовчанин, ростовчанка, Переславля (переславцы, переславец, переславна). Молодцы!
7) Я знаю, что вы подготовили стихи, прочитайте их, пожалуйста:
Матвей:
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва, –
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива! (В. Брюсов).
Алена:
Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имя – город Москва,
Для площади – Красная площадь. (И. Токмакова).
Иван:
Ах, Москва, наша песня и слава, Ты звездою взошла над рекой, Никакая другая держава
Не имеет столицы такой.
III. Итог:
В: Ребята, вот наша экскурсия и подошла к концу. Чем же мы сегодня с вами делали и видели? Что вам особенно понравилось?
(Ответы детей)
Ребята, я благодарю вас за интересную экскурсию и замечательные стихи.