Светлана Мамедова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Сказочники»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Сказочники»
Цели:
образовательные: закрепить представления детей о книгах, о видах литературных жанров; продолжать учить подбирать родственные слова; расширять активный словарь детей; учить подбирать признаки и действия к предмету; расширять кругозор;
развивающие : развивать творческое воображение, фантазию, внимание; развивать умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями остальных участников команды;
коррекционные: закрепить правильное произношение звука Л в словах и предложениях;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе „Сказочники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
воспитательные: воспитывать в детях любовь к книгам, интерес к художественной литературе.
Предварительная работа: чтение литературных произведений различных жанров, обсуждение их отличий; чтение авторских и народных сказок, закрепление понятий «авторская сказка», «народная сказка».
Материал и оборудование: выставка книг разных литературных жанров; иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок», «Красная шапочка», «Колобок»; предметные картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук Л; раскраски с иллюстрациями к различным сказкам.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Логопед предлагает детям отгадать загадки:
Кто на свете всех умнее,
Кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит нас?
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
2. Дидактическая игра «Подбери словечко».
Логопед просит подобрать родственные слова к слову «книга», ответив на вопросы:
- Как называют маленькую книгу? (книжка, книжечка)
- Как называется магазин, в котором продают книги? (книжный)
- Как называют человека, который очень любит читать книги? (книголюб)
- Как называется процесс изготовления книг? (книгопечатание)
3. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету, подбери действие к предмету» :
На столе разложены различные книги. Логопед предлагает детям их рассмотреть и вспомнить, какие бывают книги:
книга (какая) — детская, художественная, научная, красочная, большая, маленькая, картонная, интересная, поучительная, занимательная, толстая, тонкая и т. д.
Что можно делать с книгой? – читать, листать, рассматривать, давать, брать.
4. Физкультминутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Славная семья козлят, (подпрыгивание на месте)
Любят прыгать и скакать,
Любят бегать и играть, (встают парами и показывают указательными пальцами
Друг друга рожками бодать. «рожки»)
5. Дидактическая игра «Угадай сказку по отрывку».
Логопед предлагает детям вспомнить, какие книги называют художественными и выбрать из предложенных книг только такие. После того, как дети выбрали эти книги, логопед просит их вспомнить, какие жанры художественной литературы они знают: стихотворения, рассказы, сказки.
- А какой жанр художественной литературы вы любите больше всего? (Сказки)
Логопед читает отрывок из какой-либо сказки, а дети угадывают ее название.
6. Артикуляционная гимнастика
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный раскроются двери! (Приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадете (Удерживать широкий расслабленный язык
На волшебном ковре-самолете, на нижней губе на счет от 1 до 10)
На летучем большом корабле (Поднять боковые края и кончик языка – «чашечка»)
Или с Бабой-Ягой на метле, (Кончик узкого языка движется вправо – влево)
На плоту по молочной реке (Широкий расслабленный язык на нижней губе)
И верхом на Коньке-Горбунке. (Поцокать языком)
Можно в сказку влететь на жар-птице, (Широкий язык движется вверх – вниз)
Можно на Колобке закатиться, (Круговые движения кончиком языка по губам)
Можно въехать, как Слон на Еже. («Пожевать» язычок)
Ой! Мы, кажется, в сказке уже…
7. Дидактическая игра «Сказочники».
Логопед предлагает детям стать сказочниками и рассказать свои любимые сказки по-новому. Дети выбирают, какую сказку они хотели бы переделать (иллюстрации «Заюшкина избушка», «Теремок», «Красная шапочка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»). Логопед развешивает на доске приготовленные заранее картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук Л. Дети рассказывают сказку по цепочке, меняя в соответствии с картинками героев знакомой сказки. Например, когда дети «сочиняют» сказку «Заюшкина избушка», может получиться такой вариант:
- Жили – были лось и белка.
- У лося была избушка лубяная, а у белки ледяная.
- Пришла весна, у белки избушка растаяла.
- Попросилась белка в гости к лосю да его и выгнала.
- Идет лось по дороге и плачет. Тут ему навстречу идет слон. И т. д.
8. Дидактическая игра «Найди лишнее».
Логопед : Молодцы! Хорошие сказочники из вас получились! А теперь проверим, какие вы внимательные. Посмотрите на иллюстрации к сказкам и скажите, какая из этих сказок лишняя (иллюстрации «Заюшкина избушка», «Теремок», «Красная шапочка», «Колобок»)
Обращается внимание детей на то, есть ли у этих сказок есть автор.
Логопед : Правильно, лишняя сказка «Красная шапочка». Почему? (Потому что остальные сказки народные, а «Красная шапочка» - авторская, её написал Шарль Перро)
10. Итог НОД.
Логопед выкладывает на стол картинки (раскраски) с иллюстрациями к различным сказкам и предлагает детям выбрать понравившуюся раскраску и попробовать дома с мамой и папой сочинить эту сказку по-новому.