Баканач Любовь
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов по пейзажным картинкам»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Составление описательного рассказа по пейзажным картинкам»»
с использованием образовательной платформы «МЭО»
Тема месяца – «Волшебница-зима. Новый год. Рождество»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажным картинкам.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Составление описательных рассказов по пейзажным картинкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
* учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине из пяти, шести предложений, соблюдая композицию рассказа;
* использовать в речи разные синтаксические выражения и образные слова;
* развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное художником в своей картине;
* рассказывать связно, эмоционально;
* продолжать совершенствовать монологическую форму речи;
* воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие ее, интерес к произведениям искусства разных жанров.
Начало работы с объектами
Воспитатель просит ребят отгадать загадку:
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи,
Он заводит хоровод,
Это праздник… (Новый год)
Затем воспитатель организует беседу по теме занятия с использованием следующих вопросов:
• Когда бывает этого праздник?
• Почему он так называется?
• Какие новогодние традиции вы знаете?
• Какие персонажи приходят к детям на этот праздник?
• Как они выглядят?
• Что можно подарить на Новый год?
• Как этот праздник празднуется у вас в семье?
Воспитатель демонстрирует красиво украшенный конверт, говорит, что Дед Мороз прислал письмо. В письме Дед Мороз предлагает детям выполнить ряд заданий и получить за это подарки.
Работа с объектами «Играем в «снежный ком»
Смысловые ориентиры работы с объектами
Объект «Играем в «снежный ком» направлен на формирование навыка составления предложений разной структуры по сюжетной картинке, анализ составленных предложений и составление их схем.
Развитие умений составлять предложения, анализировать и составлять их схемы осуществляется в процессе последовательного наращивания (распространения) структуры предложений, представленных в виде интерактивной игры.
Продолжение работы с объектами
Задание 1. Детям предлагается внимательно посмотреть на иллюстрацию и прослушать задание: следует составлять предложение, увеличивая постепенно количество слов в его составе.
Затем дети внимательно смотрят на картинку, составляют самое простое, короткое предложение (проверяют его правильность, нажав на знак звука) и составляют его схему.
Затем предлагается внимательно посмотреть на картинку, отметить появившиеся детали, составить предложение по картинке (проверяют его правильность, нажав на знак звука, увеличив количество слов в составе предложения, и сделать его схему.
Можно предложить детям самим составить предложения о новогоднем празднике и нарисовать их схемы.
Для актуализации знаний детей по вопросам составления предложения воспитатель может задать уточняющие вопросы:
• Как в предложении обозначается первое слово? (прямоугольником с чертой)
• Как в предложении обозначается последнее слово? (прямоугольником с точкой)
• Как в предложении обозначаются предлоги? (квадратом)
Задание 2. Игра «Чего не стало». Воспитатель выставляет на стол ряд ёлочных игрушек. Дети рассматривают игрушки, отмечают их особенности (что это, какого цвета, какого размера, что нарисовано на игрушке и т. д.). Воспитатель предлагает закрыть глаза и убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети называют, какой игрушки не стало.
Задание 3. Воспитатель предлагает детям отгадывание загадок на новогоднюю тематику:
К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придёт,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью… (Ёлка)
Целый год лежал на полке,
А теперь висит на ёлке.
Это не фонарик,
А стеклянный … (шарик)
Он с подарками приходит,
Хороводы с нами водит.
Белой бородой оброс,
Это … (Дедушка Мороз)
Далее воспитатель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
«Ну а снег летит, летит.»
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки —
Белки — ловкие малышки. (Прыжки.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба на месте.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)
Завершение занятия
Задание 4. Можно предложить детям нарисовать изображения новогодней ёлки — символа Нового года — и провести конкурс детских работ.
В конце занятия воспитатель достаёт мешок или красивую коробку и вручает детям новогодние сувениры.