АХ
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Домашние птицы»
▼ Скачать
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
по теме: «Домашние птицы»
Цель:
- систематизировать и закрепить знания детей о домашних птицах, местах их обитания, питании, голосе, членах птичьих семей; об их назначении и пользе для человека;
- развивать коммуникативные навыки общения;
- продолжить развивать речевые навыки.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Программные задачи:
Познавательное развитие :
- учить называть домашних птиц, видеть сходство и различие, уметь их описывать, называть птенцов, членов семьи;
- пополнить знания о том, чем питаются, где живут, какую пользу приносят;
- развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Социально — коммуникативное развитие :
- учить работать в группе.
- воспитывать культуру общения, позитивное отношение к сверстникам;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
Речевое развитие :
- создание условий для обогащения словарного запаса в процессе деятельности;
-развивать связную речь (формировать умение отвечать развернуто на вопросы, распространять предложения, строить описательный рассказ, соблюдая его структуру);
- развивать внимание, память и мышление;
- учить координации речи с движением;
- уточнять и активизировать словарь по теме;
- развивать речевое дыхание и силу голоса;
- отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
- закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги;
- совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;
- продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Оборудование:
предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк, предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц, перья, оборудование для опыта.
Ход занятия
Воспитатель
К друг другу повернулись, улыбнулись
Руку правую подали
Руку левую пожали
И друг друга мы обняли
Отошли и поклонились
Ребята своей улыбкой вы передаете все положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Сегодня занятие не очень привычное, занятие необычное.
Будет много интересного, весёлого, чудесного.
Мне сегодня помогайте, на вопросы отвечайте
Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию. А куда? Сейчас узнаем, я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением.
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко –
Ребятишек покормлю … (Курица)
Звонко время отмечает.
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спать пора!» - поет. (Петух)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки … (Гусь)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
- Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня … (Индюк)
- Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Конечно! Тема нашего занятия сегодня - домашние птицы. На доске вывешивается картина «Птичий двор и птичница».
- Ребята, вы догадались, куда мы с вами отправимся? Правильно! Мы отправимся на птичий двор к домашним птицам.
- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, курочек, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.
- А теперь – в гости на птичий двор!
- Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).
- А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!
- А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)
- Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)
- А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)
- Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)
- Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!
- Отгадайте загадку. «В воде купался, а сух остался.» (Гусь)
- Ребята, а чем отличаются гусь и утка от других домашних птиц (Они водоплавающие).
- Почему у гусей и уток не намокают перья? (Они их смазывают жиром, который находится в хвостике, и она скатывается с перышек).
Хотите проверить? (Да).
Вот у вас лежат по две полоски. Одна простая, чистая. А другая смазана воском. Возьмите первую и намочите ее (полоска промокла). А теперь, возьмите другую полоску и намочите ее (с нее вода скатывается). А теперь возьмите по перышку и намочите его. (перышко тоже осталось сухим).
Вывод: У водоплавающих птиц вода скатывается с перышек, перья не намокают.
- А что еще помогает этим птицам плавать? (У них на лаках есть перепонки и они гребут лапками, как веслами). Вот поэтому куры, индюки и петухи не могут плавать.
- Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос (игра с мячом).
Образец: петух - кукарекает
курица – кудахчет
утка – крякает
гусь – шипит, гогочет
индюк – болбочет
цыпленок – пищит
- Ребята, а давайте поможем найти птице своего птенца, у вас на столе лежат листочки, соедините курицу с цыпленком, утку с утенком, гусыню с гусенком, индюшку с индюшонком.
петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок
Образование притяжательных прилагательных
- Ребята, когда птенцы во дворе играли, они что-то потеряли. Посмотрите, что это? (ответы детей).
- Правильно, это птичье перо.
ИГРА «Кому принадлежит перо?»
- Чье же оно?
- Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)
- Если это перо потеряла курица? (куриное)
- Если это перо потерял гусь? (гусиное)
- Если это перо потеряла утка? (утиное)
- Если это перо потеряла индюшка? (индюшачье)
Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»
Воспитатель раздает всем детям по одному перу.
- Ребята, давайте подуем на перышко, что бы оно полетело как можно дальше.
- Мы подуем на перышки правильно, вдохнем воздух через нос, не поднимая плеч и не надувая щек, а выдохнем через ротик, выдыхаемая воздушная струя плавная, спокойная (после упражнения перышки убираются).
Физминутка.
КУРОЧКА-ХОХЛАТКА
Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за воспитателем)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)
И цыпляток догоняет. "
Дидактическая игра "Потерялись слова".
- А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице найти нужные слова, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Воспитатель указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)
Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле)
Показал индюк индюшке
Много зернышек (В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух (С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка (ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел (НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть (ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница (ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо (ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд (ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет (МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух (ИЗ-ЗА угла)
Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились