Татьяна Осеева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с заиканием «Художники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания на этапе вопросно-ответной формы речи.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Обобщить знания детей о профессиях.
2. Учить дифференцировать орудия труда разных профессий.
3. Учить поиску соответствующего понятия (подбор нужного существительного по описанию).
4. Обогащать глагольный словарь, словарь признаков.
Коррекционные задачи:
1. Развивать речевое дыхание.
2. Упражнять в применении приемов самомассажа на занятии.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с заиканием „Художники“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Закрепить навыки релаксации по контрасту с напряжением.
4. Развитие мелкой моторики рук.
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать умение отбирать речевые средства и правильно формулировать мысль.
2. Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого и детей.
3. Учить сдерживать импульсивные реакции.
Ресурсы: игрушка Карандаш, демонстрационный картинный материал по теме «Профессии», краски, кисточки, салфетки, баночки с водой, подставки для кисточек, трубочки, CD-диски с музыкой.
Словарная работа: профессии, художник, орудия труда, названия цветов, рисовать, капать, растекаться, дорисовать.
Методические приемы:
Игровая мотивация: знакомство с Карандашом.
Упражнения на формирование речевого дыхания.
Самомассаж.
Дидактическая игра «Кому что?»
Физкультминутка.
Речевая игра «Расскажи о рисунке».
Упражнение на мелкую моторику «Воздушный рисунок».
Релаксация.
Подведение итогов занятия.
Оценка деятельности детей.
Литература:
1. Поварова И. А. Практикум для заикающихся. - СПб. : СОЮЗ, 1999. – 128с.
2. Преодоление заикания у дошкольников под. ред. Р. Е. Левиной. -Москва. Педагогика, 1975. -159с.
3. Шевцова Е. Е. Артикуляционный массаж при заикании. -М. ,2003.-29с.
4. Выгодская В. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда. - М. : Просвещение, 1993.- 223с.
5. Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. М. : ВЛАДОС,- 2004.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед:
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? (Карандаш)
Давайте поздороваемся с Карандашом.
- Это не просто карандаш, а начинающий художник. Он пришёл вместе с нами заниматься и многому научиться. Карандаш, присоединяйся к нам.
2. Дыхательные упражнения:
Звучит спокойная мелодия, дети выполняют дыхательные и голосовые упражнения:
• Песенки гласных звуков:
А-а-а-а-а-а-а --- руки через стороны вверх,
О-о-о-о-о-о-о --- круг руками вперёд,
У-у-у-у-у-у-у --- руки рупором вперёд,
И-и-и-и-и-и-и --- руки в стороны,
Э-э-э-э-э-э-э-э --- руки назад.
• Звук И взлетает к потолку и спускается с потолка:
(используется схематическое изображение)
•Звук У шагает с горки на горку (как сирена) :
(используется схематическое изображение)
3. Самомассаж в сочетании с голосовыми упражнениями.
Упражнение 1. Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и одновременно «тянуть» на выдохе сонорный согласный «м». Повторить 4—6 раз.
Упражнение 2. Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно вслух «тянуть» на выдохе поочередно сонорные «м> или «н». Повторить 4—6 раз.
Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» вслух на выдохе щелевой согласный «в». Повторить 4—6 раз.
Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный «з». Повторить 4—6 раз.
Упражнение 5. Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно «тянуть» вслух на выдохе щелевой согласный «ж» или сонорный «м». Повторить 4—6 раз.
4. Основная часть:
Логопед: - Ребята, так как Карандаш художник, то он знает только о тех предметах, которые необходимы для работы художника. Давайте их назовём (ответы детей).
Сейчас мы расскажем Карандашу, что же необходимо для других профессий. Я вам показываю картинку с предметами, а вы отвечаете, для какой профессии они необходимы. Карандаш будет внимательно слушать и запоминать.
Игра «Что кому?» (с использованием электронной презентации).
Логопед: Ребята, я предлагаю вам превратиться в художников :
Покружились, покружились и в художников превратились.
Сегодня каждый из вас напишет свою необычную картину.
(Дети садятся за столы)
Логопед: Макаем кисточку в воду, и, не стряхивая её, опускаем в краску. Размешиваем, чтобы получился насыщенный цвет. Капельку краски капаем на нижний край листа. Куда капаем краску? (Ответ детей). Берём трубочку, дуем через неё на капельку, чтобы она растеклась по листу в разные стороны. Выберите цвет краски, который вам больше всего нравится.
Дети выполняют работу.
Логопед подходит к каждому ребёнку, задаёт вопросы, помогает дорисовывать образы:
- Какой краской рисуешь?
- Чем ты рисуешь? и т. д.
По окончанию рисования организовывается выставка работ.
Логопед: Вика, расскажи о своей картине.
(Аналогично проводится опрос остальных детей).
«Воздушный рисунок»
Логопед:- Чем вы писали свои картины? (кисточкой, красками). А сейчас мы с вами будем рисовать руками.
Звучит спокойная мелодия, дети выполняют плавные движения руками:
Логопед: Встряхните руки. Правая рука рисует солнце. Оно посылает на землю свои тёплые лучи. Левая рука рисует облака. Движения плавные, не торопливые. Вот наши руки рисуют дерево, рисуют траву, ручеёк.
Релаксация
Логопед: А теперь наши руки отдыхают. Художники устали и тоже отдыхают.
(Дети ложатся на ковер и отдыхают под музыку «Пушистые облака».)
Логопед: Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Сжимаем, разжимаем. Потянулись, улыбнулись и поднялись.
5. Заключительная часть.
Логопед: Ребята, Карандаш у нас погостил, многому научился, теперь ему пора возвращаться в свою мастерскую.
Дети прощаются с Карандашом.
6. Рефлексия.