оксана шабалева
Конспект занятия по развитию речи в осенний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет «Помогаем игрушкам»
▼ Скачать +Заказ
Ноябрь
2 неделя
Помогаем игрушкам вернуться в волшебную страну
Цель: вспомнить некоторые из изученных ранее букв, познакомиться с буками и звуками «Щ» и «Ц»
Задачи:
-Выделить особенности новых букв “Щ» и «Ц»;
- Упражняться в сочетании слова и движения;
- Учить использовать уменьшительно – ласкательные формы существительных;
- Учить описывать предметы, согласовывать существительные с прилагательными … в роде, числе и падеже.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в осенний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет „Помогаем игрушкам“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Коробочки с нарисованными на них буквами. Маленькие игрушки : кукла с короной Лола, щенок, утёнок, верблюд, обезьянка, зайчик, жираф, мяч.
Предварительная работа: разучивание физминутки «Как кричит крокодил!», логопедические распевки на звуки «Щ» и «Ц»,
I этап
(Предварительно по ковру разбрасываем маленькие игрушки, первая буква в названии должна соответствовать условию задания).
- Дети, вы помните, как мы здороваемся? (Здравствуйте) Правильно! А я хочу, чтоб мы передали друг другу дружеское приветствие: вот так (хлопаю по ладошке ребёнка) : Привет, Дима! Дима, передай привет Саше. и т. д. (должны быть задействованы все воспитанники)
- Посмотрите, кто-то подбросил нам письмо, давайте посмотрим, что здесь написано!
«Уважаемые ребята, пишет вам царевна Лола из волшебной страны Играндии. Непослушные игрушки разбежались по вашему детскому саду. Если они быстро не попадут в нашу страну, то так и останутся куклами и никогда больше не оживут. Среди них есть и мой любимец - щенок, помогите и ему тоже вернуться домой! Чтоб игрушки снова попали в страну Играндию, нужно разложить их по правильным коробочкам, с учётом первой буквы в слове. Помогите, пожалуйста! Душевно надеюсь на ваше понимание и поддержку. Царевна волшебной страны, Лола.
Царевна прислала нам красивые коробочки, наша задача отыскать потерянную игрушку и положить в нужную коробочку. Ели первая буква соответствует букве на коробочке, а игрушка легко помещается в эту коробочку, значит, мы нашли сбежавшую игрушку.
- Ребята, посмотрите, сколько игрушек разбросано на нашем ковре, встаньте, поднимите игрушечки и давайте разбираться, те ли это игрушки и куда мы их положим?
- Лиза, скажи, что у тебя за игрушка? (Утёнок) Какая первая буква в слове «Утёнок» (Если дети затрудняются, вспоминает звуковой стишок) Буква «У», посмотрите, есть ли на наших коробочках такая буква? (Да) Лизонька, отнеси утёнка в его коробочку. Коля, какую игрушку ты принёс? (Верблюда) Протяните звук, скажите, какая первая буква в этом слове? (Буква В) Найди коробочку с такой буквой? (подобным образом ищем коробочки для обезьянки, зайчика, жирафа)
- Ой, ребята, а вот и наша царевна Лола, а это её любимый щенок. Наверное, царевна не дождалась ответа от нас и отправилась вслед за игрушками и своим любимцем. И этих героев нам нужно отправить в волшебную страну. Давайте протянем первый звук в слове царевна – «ц-ц-царевна», а в слове щенок «щ-щ-щенок» Но знаем ли мы такие буквы? (Нет, не знаем) А это значит пришло время выучить новый звуковой стишок.
Это «Щ», а это «Ц»
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
- Познакомьтесь, это новые буквы, обратите внимание, только у этих букв есть «коготочки на конце». А отличаются эти буквы количеством столбиков. Давайте посчитаем. Сколько столбиков у буквы «Ц»? (Один, два) Правильно у буквы «Ц» два столбика. Считаем столбики у буквы «Щ». (Один, два, три) У этой буквы три столбика. Посмотрите, есть такие буквы на наших коробочках? Конечно, есть! Вера, Кирилл, положите наших друзей в коробочки!
Вы помните, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим) Правильно! Мы увидели? как выглядят новые буквы, теперь попробуем их произнести. Повторяйте за мной:
ЦА-ЦО-ЦУ
АЦ-ОЦ-УЦ
ЩА-ЩО-ЩУ
АЩ-ОЩ-УЩ.
II этап
- Какие вы молодцы, справились с очень сложным заданием. Теперь старшая подгруппа работает самостоятельно, а остальные поиграют со мной.
- Сейчас я называю слово и бросаю вам мяч. Когда вы бросаете мяч мне, нужно назвать это слово, ласково. Например: «слонёнок - слонёночек», «поросёнок - поросёночек» и т. д.
Утёнок - …
Щенок -…
Верблюжонок – …
Зайчонок –…
Цыплёнок –…
А теперь играем иначе. Я бросаю мяч и называю чью-то маму, а вы назовёте её ребёнка. Например «свинья - поросёнок», «слониха – слонёнок» …
Утка - …
Собака - …
Верблюдица - …
Зайчиха - …
Курочка - …
Молодцы, самое время позвать к нам остальных ребят.
III этап
- Мы устали. Нам нужно подвигаться.
Физминутка «Как кричит крокодил?» Богушевская Ирина
IV этап
- Здорово у вас получается! Мы отпускаем малышей поиграть, а старшие детки продолжают занятие.
- Давайте тоже поиграем в мяч! Но вы, возвращая мне мяч, должны описать животное, которое я называю. Какой он? Например поросёнок. Он маленький, розовый, задорный, с забавным пятачком, с закрученным хвостиком и т. д.
Утёнок - …
Щенок -…
Верблюжонок – …
Зайчонок –…
Цыплёнок –…
Молодцы!
V этап
Пришло время вспоминать:
- Кому мы сегодня помогали?
- Что случилось в волшебной стране Играндии?
- Какие новые буквы мы с вами запомнили?
Пора отдохнуть, вы заслужили весёлую перемену.
Ноябрь
3 неделя
Два весёлых гуся
Цель: познакомиться со звуками [г] и [г’], выучить букву «Г»
Задачи:
- Развивать связную речь;
-Учить четко произносить звуки [г] и [г’];
- Учить различать твёрдые и мягкие звуки;
- Развивать ассоциацию с мягкими звуками и зелёным цветом, твёрдыми буквами и синим цветом.
- Учить устанавливать связь между словами по признаку.
Оборудование: Игрушки гусята, барашек, собачка, кошка, курочка. Звуковые домики (синий и зелёный, ширма.
Предварительная работа: танец «Два весёлых гуся», дидактическая игра «Отгадай по описанию».
I этап
- Ребята, сейчас я хочу, чтобы на каждый мой вопрос вы отвечали словом «Весёлый», немного изменяя это слово, и улыбаясь при этом. Например: Какой сегодня день (весёлый) Отвечаем дружно и улыбаемся. Какой мальчик Миша? (Весёлый) не забываем улыбаться
А девочка Лиза, какая?)
А наши детки, какие)
Солнышко на небе, какое?)
Гуси, которые пришли к нам в группу, какие?)
Молодцы! У нас в гостях герои известной песенки - гуси Гена и Гоша. Помните, это те самые весёлые гуси, которые спрятались от бабушки. Что мы скажем нашим героям, можно ли так поступать? Почему? Ребята, наша бабушка так любила своих гусей, что попросила внука каждому гусёнку построить домик. Но, чтобы Гена и Гоша знали, где их домики, хотела написать на домике первые буквы их имён. Давайте разберёмся, какие буквы первые в именах наших гусят. Протягиваем звук: «Г-г-г-гена», какой здесь первый звук? Звук «Г». Молодцы! Протянем звук во втором имени «Г-г-г-гоша». Какой вы звук слышите? (Тоже звук Г). Как же, так, и в одном, и другом случае мы слышим звук [г]! Вам не кажется, что гусята всё-таки перепутают свои домики! Как же быть? Как можно решить эту проблему? (Выслушиваю ответы детей) Знаете, а ведь наши буквы всё-таки отличаются. Давайте разберёмся, звук [г] гласный или согласный? (Согласный) Конечно! А какого цвета домики у согласных букв? (Синего) Да. Помните ли вы, что некоторые согласные могут быть мягкими и твёрдыми? (Да) Давайте произнесё м первое имя: «Г-е-е-ена». Как слышится звук [г]? (Мягко) А «Го-о-о-оша.? Здесь Какая первая буква? (Твёрдая). Теперь учим ещё одна важное правило: «Твёрдые согласные мы обозначаем синим цветом, а мягкие согласные – зелёным!» Повторите.
Мы разобрались, что в слове «Гена» первый звук мягкий. Каким цветом мы покрасим домик гуся Гены? (Зелёным) А в слове «Гоша» первый звук твёрдый, какого цвета будет домик гуся Гоши? Слышал, Гена, ты будешь жить в (каком) домике.) Слышал, Гоша, твой домик (какого) цвета.)
Скажите, а знаем ли мы как выглядит буква «Г»? Нет. Мы её не учили, пришло время выучить ещё один звуковой стишок, повторяйте за мной:
Буква «Г» — вот красота.
Буква «Б» без живота.
Давайте рассмотрим букву «Г». Если к нашей букве добавить животик, получится знакомая нам буква «Б». Лиза, повтори наш стишок…
II этап
Старшая подгруппа выполняет письменное задание, а малыши продолжают работать.
Сейчас я назову вам признаки предмета, а ваша задача угадать сам предмет:
Скажите, пожалуйста, как кричат бабушкины гуси? (Га-га, правильно. За ширмой спрятались разные животные. Одному из вас я на ушко скажу, кто там, а он громко произносит звуки, которые издаёт этот загадочный зверь и выполняет, присущие ему действия. Если остальные угадают, кто это, значит, наш питомец появится в группе. Звуки и действия барашка, собачки, кошки, курочки…
(задание для каждого ребёнка, не задействованного ранее в образовательных действиях)
III этап
- Чуть позже я проверю правильность выполнения задания, а теперь нам нужно подвигаться:
Танец «Два весёлых гуся»
IV этап
Мы отпускаем на перемену младшую подгруппу, ребята постарше продолжают работу.
- Мы играть будем немного по-другому. Сейчас я называю слова. Если вы слышите звук [г] в начале слова – крутите носиками, если буква спряталась в серединке – гладим животик, слышим звук в конце слова – ставим ножку на пяточку. Итак: гвоздь, иголка, йог, генерал, голубь, лего, вагон, флаг… Молодцы!
Теперь сделаем по-другому. Внимательно прислушиваемся к словам: если вы услышите, знакомый звук [г] – хлопаете, а если его здесь нет – топаете. Человек, лужа, гамак, Егор, веник, нога, загон… Молодцы!
V этап
Давайте вспоминать:
- Кто был у нас в гостях?
- Какое важное правило, мы узнали?
- Какую новую букву выучили?
Сегодня на занятии мне очень понравился (лась…