Светлана Иванова
Конспект занятия по развитию речи средней группы «Дружат птицы и деревья»
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе «Золотая рыбка»
Тема: «Дружат птицы и деревья»
Образовательные области: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Развивать диалогическую речь.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи средней группы „Дружат птицы и деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: Формировать у детей представления о взаимосвязях в природе, о жизни растений и животных зимой. Способствовать повышению выразительности речи, движений. Формировать представлений о книге как источнике знаний.
Предварительная работа. Дети разучивают роли.
Дети стоят в кругу «Круг добра»
Воспитатель: Доброе утро и всем улыбнись, И слева, и справа друзьям поклонись. Будем также дружить, слушаться, помогать всем и всегда, Вы согласны? Да
(садятся полукругом)
Воспитатель загадывает загадки о дереве.
1. Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший-
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек (Дерево)
2. У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья,
Все появляются с яйца,
Слышны их песенки с деревьев (Птицы)
Ребята, сегодня разговор пойдет о деревьях и птицах.
А что мы знаем о деревьях? Что есть у дерева? (корень, ствол, ветки, почки, листья)
В наших краях есть немного видов деревьев. Ребятки, что это за дерево? (Береза)
Береза- ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки. Ласковое слово у березы - березка, березонька.
Сосна - ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, на сосне есть шишки. Ласковое слово сосны- сосенка
Рябина - ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы. У рябины есть красные ягоды. Ласковое слово рябина- рябинка, рябинушка.
Ель- дерево высокое, листья хвойные короткие и острые иголочки. Они остаются зелеными и летом, и зимой. Ель и елка-это одно и то же. У ели короткие иголки, а у сосны- длинные. Какое дерево ставят дома на Новый год? (елку) Ласковое слово ель- елочка.
Деревья - это жилища многих птиц и зверей. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.
Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.
Дети: Снегирь- снегирек, синица-синичка, дрозд- дроздичка, дятел- дя телек.
Расскажите мне про дрозда. Какая она? (крепкие ноги, сильный клюв, свет коричневый)
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц : (Синица, снегирь)
Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы.
У снегиря красная грудка, свет голубовато-серая, черная голова, крылья.
Воспитатель: Расскажите мне про дятла. Где он живет, какой он?
Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из –под коры вредных жучков.
Встаем полукруг- Упражнение «Назови ласково»
Снегирь- снегирек,
Синица- синичка,
Дрозд- дроздичка,
Дятел- дя телок
Береза- березенька
Ель- елочка
Сосна- сосенка
Рябина- рябинка
Ветка-веточка
Лист-листик
Лес-лесок
Шум леса
С/М- В гости к детям прилетают птицы- снегирь, дятел, синица, дрозд. Воспитатель рассказывает, что птицы спорят : какое дерево лучше всех?
Воспитатель предлагает послушать, о чем говорят птицы, рассудить, кто прав.
Практический этап
Разгадывание загадок «Чье дерево лучше?»
Птицы рассказывают детям о своих любимых деревьях.
Ребята рассматривают рисунки-подсказки, находят на них части изображений растений, соответствующие описанию, животных, которые упоминаются в загадках.
Синица: «Это дерево -самое красивое» В народе говорят –русская красавица стоит на поляне, беленькие ножки, зеленые сапожки. (Береза)
Дятел: «Мое любимое дерево- самое высокое и мощное в наших лесах» У него иголки длинные и колючие. Это дерево круглый год кормит птиц и животных. В ее шишках вкусные семена, что кормит многих зверей и птиц (белки, дятлы) (Сосна)
Снегирь: «У дерева, о котором я вам расскажу, наряд еще красивее. У него есть короткие колючие иголки и они круглый год зеленые. (Ель)
Дрозд: «Мое любимое дерево тоже всю зиму кормит зверей и птиц. У него сочные красные ягоды, которые издалека хорошо видны на фоне белого снега. Его листья осенью тоже бывают разноцветными, осенний наряд этого дерева очень красив. А как оно прекрасно весной во время цветения!» (Рябина.)
Беседа «Кто прав?»
Воспитатель проводит беседу: «Кто из птиц прав?» Чье дерево лучше? Можно ли сказать, что все деревья по-своему красивы, все приносят пользу животным и людям?
Картинки прогулка в лесу
Рассмотрите рисунки, расскажите, как деревья помогают человеку и животным». (Весной, летом и осенью деревья украшают наши улицы, дают тень, очищают воздух. Отдельные деревья и весь лес- дом для животных. Зимой некоторые деревья служат «столовыми» для птиц и зверей.)
Коллаж раскраска «Берегите деревья»
Птицы предлагают детям сделать плакат «Берегите деревья». Педагог организует обсуждение: «Какие рисунки помогут нам рассказать о том, как деревья украшают нашу жизнь? Какие рисунки показывают, что деревья служат домом для животных?» На каких рисунках мы видим птичьи «столовые?» Ребята выбирают нужные изображения, при помощи взрослого наклеивают их на заготовку.
Рефлексивно-оценочный этап
Птицы очень рады, они благодарят детей. Педагог предлагает детям подумать над вопросом: «Мы так и не выбрали самое лучшее дерево. Как нам удалось разрешить спор птиц? Как вы думаете, чему они так рады?»