Дарья Зайдель
Конспект занятия по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по картине «Птицы у кормушки»
▼ Скачать
Составление сюжетного рассказа по картине «Птицы у кормушки».
Цели занятия: Формировать и расширять словарь ребенка, обучать связной речи, воспитывать звуковую культуру речи.
Задачи:
- связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку;
- словарь и грамматика: учить давать описание птицы, на основе сравнения внешнего вида, поведения, подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов);
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление сюжетного рассказа по картине „Птицы у кормушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з] в словах, выделять эти звуки из слов; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом, произносить эти звуки протяжно.
Тип занятия- занятие по обучению связной речи.
Форма занятия: интерактивное групповое занятие.
Продолжительность 30 мин.
Участники: дети подготовительной к школе группы.
Возраст обучающихся 6-7 лет.
Оборудование и материалы: картина «Птицы у кормушки», ноутбук, для воспроизведения звуков птицы; карточки с изображением птиц; карточки с изображением смайлов (грустный и радостный).
Предварительная работа. Установка с детьми изготовленных дома с родителями кормушек для птиц. Наблюдение за тем какие птицы прилетают к кормушке, что они делают и как себя ведут.
Методы и приемы работы с детьми: На занятии используется наглядные методы с использованием изобразительной наглядности, рассматривание картин их описание и рассказывание по картине. Практические методы — дидактические игры и упражнения.
Структура занятия:
Этап занятия
Содержание
Время
Водная часть
1. Водная беседа о собственных наблюдениях детей за птицами у кормушки.
2. Грамзапись звуков птиц, для создания заинтересованности и привлечения внимания детей перед демонстрацией картины.
5-7 мин.
Основная часть
1. Демонстрация картины, рассматривание детьми и обмен впечатлениями, с помощью наводящих вопросов.
2. Словарная работа: придумывание рассказа и его воспроизведение детьми.
3. Физкульт минутка
4. Словесные упражнения: отгадывание загадок; уточнение и закрепление правильного произношения звуков; чтение чистоговорок.
16-20 мин.
Заключительная часть
1. Дидактическая игра для закрепления произношения звуков и их определение в слове.
2. Оценка деятельности детей.
3. Рефлексия.
5-7 мин.
Ход занятия.
Воспитатель напоминает детям о том, что недавно все вместе вешали кормушку для птиц. И спрашивает у ребят наблюдали ли они, какие птицы прилетают к кормушке. Прилагает детям по звуку птичьего щебетания определить, какую птицу сегодня видела она. Включает запись щебетания синицы. Дети отгадывают что за птица издает этот звук.
Воспитатель говорит детям, что она не только слышала пение птиц но и нарисовала тех птиц, которые были на кормушке и показывает детям картину. (Приложение 1.)
На стенде картина с изображением птиц у кормушки. Воспитатель обращается к детям с вопросами.
Вопросы:
1. Кто изображен на этой картине?
2. Как можно назвать эту картину?
3. Как называются птицы изображенные на картине?
4. Чем птицы отличаются друг от друга?
5. Они отличаются внешним видом: окраской, размерами, формой тела, клюва, хвоста. А чем они еще отличаются? Посмотрите что делает каждая птица одно и то же или нет?
Воспитатель. Птицы все разные. Давайте расскажем, что они делают у кормушки, так чтобы стало понятно о какой птице идет речь и можно было сказать как она называется.
Например: Маленькая желтогрудая птичка зацепилась лапками за веточку рябины. Большая черно-беляя птица с красным пятном на голове и длинным клювом сидит на дереве. Яркая птичка с хохолком на голове держит в клюве ягоду рябины. Маленькая серо-голубая птичка карабкается по дереву в низ головой. И т. д.
А как вы думаете кто повесил эту кормушку и насыпал туда корм для птиц? И почему он это сделал?
Дети отвечают.
Воспитатель предлагает придумать рассказ по этой картине. Сначала расскажите, как кормушка оказалась здесь, зачем, кто к ней прилетел, какие птицы, что они делали. Расскажите почему нужно подкармливать птиц.
Воспитатель спрашивает у детей, кто готов рассказать свою историю. И предлагает детям объединится в пары для совместного рассказывания, предлагает им договорится, кто будет начинать рассказ и кто будет его заканчивать. В случае затруднения педагог сам начинает рассказывать несколько первых предложений или рассказывает полностью.
После того как расскажут две -три пары, воспитатель спрашивает, понравились ли рассказы детям. Побуждает объяснить свою оценку.
Примерный вариант рассказа.
Ребята подготовительной группы решили повесить кормушку у себя на участке, потому что зимой, в сильные морозы нужно помочь голодным птицам, чтобы они не погибли. Когда дети повесили кормушку и насыпали туда семян и крупы к ней прилетели разные птицы: воробьи, синицы, снегирь, свиристель, дятел, клест и поползень. Воробьи сели на кормушку и стали клевать пшено. Дятел устроился рядом на дереве. Одна из синичек села прямо посередине кормушки и клевала семечки, а другая зацепилась за веточку рябины и смотрела, выбирала самую большую семечку. Поползень карабкался к кормушке вниз головой. Клест сел на край кормушки и оглядывался по сторонам. Хохлатая свиристель взяла клювом ярко-красную ягоду рябины. Много разных птиц прилетает к нашей кормушки, и все они теперь смогут пережить зиму, потому что у них есть корм.
Проводится физкультминутка.
Воспитатель предлагает отгадать детям загадки.
1. Желтогрудые сестрички
Во дворе моем живут.
Стайкой дружною летают —
Крошки хлебные клюют. (Синицы)
2. Грудка ярче, чем заря.
У кого? (У снегиря).
3. Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень)
Про каких птиц говорится в загадках? В названии этих птиц есть знакомые вам звуки [с] и [з]. Назовите этих птиц так чтобы был хорошо слышен звук [с] или [з]. Если дети не произносят звук, предлагает произнести слово протяжно.
Дети произносят названия птиц
Воспитатель предлагает назвать других птиц изображенных на картине, в названии которых есть звуки [с] или [з]. Если дети не могут определить в каких названиях птиц еще есть эти звуки, предлагает произносить слова протяжно. И помогает определить звуки в других названиях птиц. Дети произносят «свиристель», «клест».
Воспитатель произносит чистоговорки. Предлагает произнести их всем вместе, на одном выдохе. Потом просит детей по одному повторить чистоговорку на одном выдохе громко, а потом тихо.
Ся-ся-ся — мы видели гуся,
Се-се-се — еду на гусе,
Зя-зя-зя — пугать птичек нельзя,
Зе-зе-зе — птица на березе.
Потом предлагает одним детям произносить чистоговорки тихо с вопросительной интонацией, а другим громко с восклицательной интонацией.
В завершении занятия воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Определи звук».
Дети делятся на три команды: команда звука [c], команда звука [з] и команда без этих звуков. Перед детьми выкладываются карточки с разными птицами и они должны своей командой выбрать те карточки, на которых изображены птицы в названиях которых есть звуки соответствующие названию их команды, а дети третей команды должны выбрать карточки с изображением птиц в которых нет звуков [c] и [з]. Дети выполняют.
После воспитатель предлагает детям проверить друг друга и определить у кого нет или меньше всего ошибок, та команда будет являться победителем. Если дети затрудняются и не правильно оценили друг друга воспитатель помогает им найти ошибки, еще раз проговаривая слова, в которых они допущены вместе с детьми.
В конце занятия детям предлагается оценить понравилось ли оно им. И положить в соответствующую баночку либо улыбающийся, либо грустный смайл.