Лиза Сорвунина
Конспект занятия по развитию речи с элементами звуковой культуры речи и изучение звука [Ш] «Подарок»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»
- учить правильно произносить звук «ш» в словах, слогах и предложениях
- закрепить артикуляционные свойства звука «ш»
- закреплять обобщающие слова: «дикие животные», «домашние животные»
- упражнять навыки изменять существительные по категории падежа (родительный падеж);
- формировать понимание и навыки употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, под, около, за);
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с элементами звуковой культуры речи и изучение звука [Ш] „Подарок“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать фонематический слух, внимание, мышление, память и связную речь
- расширять и активизировать словарный запас детей
- развивать интонационную выразительность речи
Образовательная область «Познавательное развитие»
- расширять представления детей о животных: внешнем виде, образе жизни, повадках
- развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- воспитывать культуру общения, умение слушать своих товарищей Материал:
Игрушки: дидактические игрушки (змея, лягушка, мышка, заяц, медведь, волк, собака, условные знаки по методике В. К. Воробьевой, презентация игры «Четвёртый лишний», аудиозапись лая собаки.
Ход занятия:
I часть: Организационная
Дети выходят, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь корзинка. Что же в ней?
Раскрывается корзинка
В ней подарок, да какой!
Не картинка, не игрушка
Щенок, он маленький такой
Уши мягкие, как тряпки
Нос, как пуговка звонка
Неуверенные лапки разъезжаются слегка.
Шелковистой тёплой спинкой жмётся ласково к рукам.
Не картинку, не игрушку – друга подарили нам!
А друзьям всегда говорят добрые слова. Давайте скажем щенку ласковые слова (милый, хороший, добрый, ласковый, красивый, забавный щеночек).
Занятие построено в форме совместной игровой деятельности взрослого и детей.
Основное внимание акцентировано на развитии у детей звуковой культуры речи, связной речи. Используются инновационные технологии: условные обозначения гласных звуков, анимационные картинки с использованием ИКТ (игра-презентация «Четвёртый лишний»)
А хотите узнать откуда появился у нас этот щенок? (да) (дети садятся)
II часть: Основная В-ль рассказывает сказку «Как собака друга искала»
Давным-давно в лесу жила собака. Скучно ей стало. Захотелось собаке друга найти, да такого, чтобы ничего не боялся. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему: «Давай зайка с тобой дружить, вместе жить». «Давай»- согласился зайка. Вечером они нашли местечко и легли спать. Проползала мимо них змея. Собака как вскочит, как залает громко. Заяц проснулся в испуге. Уши от страха трясутся. «Зачем так громко лаешь? Вот придёт волк и съест нас». Убежал заяц и спрятался под кустом. «Неважный это друг, раз волка боится» - подумала собака.
Упражнение на речевое дыхание «Зайка прыгал и скакал, скоро заинька устал. Под кусточком он прилёг, носом подышать он смог. Носом вдох, и замри. Носом выдох - отомри».
Подошла собака к змее, а змея как зашипит. Дети поют песенку змеи, произнося звук «ш». Стала она рассматривать змею и увидела на спине у змеи интересные рисунки. Давайте вместе посмотрим. Дети, мы же с вами знаем, что это не рисунки. Но что же это (это условные обозначения или символы. Они обозначают гласные звуки, которые поются и обозначаются красным цветом). Дети называют гласные звуки (а, о,у,и,ы,э). Называют слова, начинающиеся с гласного звука. А какие вы ещё звуки знаете? (согласные твёрдые и мягкие).
Побежала собака искать волка. Встретила его и говорит : «Давай с тобой дружить вместе жить.» «Хорошо, вдвоём веселее»- ответил волк. Ночью легли они спать. Собака услышала, как лягушка прыгает. Вскочила, громко залаяла. Волк проснулся и давай ругать собаку: «Ты чего так громко лаешь, вот придёт медведь и съест нас». «Ох и волк тоже оказался трусливым» - подумала собака.
В-ль: «Почему так громко залаяла собака?» (мимо прыгала лягушка). Давайте мы с вами будем подражать лягушкам и выполним артикуляционноеупражнение «Лягушка». Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем- перестанем
И несколько не устанем.
В-ль называет слова со звуком «ш» и без звука (дети, услышав слово со звуком «ш» хлопают в ладоши)
Побежала собака искать медведя, увидела его и говорит: «Медведь, давай с тобой дружить, вместе жить». «Ладно» - согласился медведь. А ночью собака, услышала как мимо мышка пробежала. Вскочила и залаяла. Медведь проснулся и давай ругать собаку. «Ты что так лаешь. Вот придет человек и шкуру с нас снимет». Испугался медведь и убежал. «Ну и дела»- думает собака. Такой большой и сильный, а тоже трусливый».
Отчего залаяла собака (она услышала как пробежала мышка). Прохлопаем слово «Мышка». Сколько слогов? (2) Почему? (объясняют).
Проговаривают стих-е - загадку «Толстушка, ползушка», выделяя звук «Ш».
Побежала собака дальше. Выбежала на поляну и увидела человека, громко залаяла. Но человек не испугался лая собаки. Подошёл к ней, погладил, взял на руки и принес домой. Накормил собаку, построил ей домик. Как называется дом у собаки? (конура). Ночью собака лаяла, но человек не ругал её, а говорил ей «спасибо». Почему? (ответы). С тех пор человек и собака стали жить вместе. Они стали друзьями. У собаки появилось много щенков и одного из них человек подарил нам. Так кто же нам подарил щенка? (Человек). Смотрите, какой щенок игривый, он любит играть.
Пальчиковая игра с движениями «Как у нашей бабы Тани».
Игра на развитие логического мышления «Четвёртый лишний».
Ребята, а давайте угостим щенка чем-нибудь вкусным. А что для него самое вкусное? (косточка).
Составление предложений со словом «Щенок».
Подведение итога занятия.
Кого нам сегодня подарили? Кто подарил нам щенка? Кто у щенка мама? (собака). Что с ней произошло? С кем она хотела подружиться? (с волком, зйацем и медведем) Они стали её друзьями? Почему? Кто стал другом собаки? Какие звуки мы произносили при помощи символов или условных обозначений? (гласные, учились делить слова на слоги при помощи хлопков, играли в развивающие игры.