Татьяна Ломтева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Путешествие в волшебную страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в волшебную страну сказок»
Цель: выявление влияния сказок на развитие речи детей.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать интерес к русским народным сказкам;
воспитывать навык сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие:
развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать речь, мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО „Путешествие в волшебную страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Информирующие:
учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
закрепить навыки детей пересказа сказок;
расширить словарный запас;
закрепить названия русских народных сказок.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал, становятся в круг. Входит воспитатель.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (показывает книгу, открывает ее, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?
Дети: (Рассуждают, высказывают свои предположения).
Воспитатель: Смотрите, вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок. Ищите, может, найдете. Но помощи от меня не ждите»
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь?
Дети: высказывания детей.
Воспитатель: Вы готовы к путешествию?
Дети: Готовы.
3. Основная часть.
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке.
Открываем мешочек, находим там размотанный клубок.
Воспитатель: Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки»
Дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок. Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!».
Клубочек покатился к сундучку.
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница. Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? Кто на ней изображен?
Дети рассматривают и называют героев сказок.
Воспитатель: Давайте, закроем глаза и 3 раза скажем: «1-2-3 в сказке окажись, страна Сказок, покажись!». Вот мы и попали в страну Сказок»
«Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги». Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги.
Воспитатель читает: «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу».
Моделирование сказок: «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок».
Дети называют сказки и их героев.
Воспитатель: И вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? Кто изображен?
Дети: Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали. Давайте мы сами поищем, может, где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы.
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок. Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь.
Идут, подходят к стульчикам, садятся.
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? Открываем конверт, достаем карточки.
Проводится игра «Помогите!». Назвать тех, кому нужна помощь и пытаться помочь им.
• «Помогите! Нас хочет съесть серый волк» («Волк и семеро козлят»)
• «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое» («Курочка ряба»)
• «Помогите! Я сломал домик зверей» («Теремок»)
• «Помогите, я превратился в козленка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
• «Помогите, за мной гонятся три медведя» («Три медведя»)
• «Помогите, у меня оторвался хвост» («Лисичка сестричка и серый волк»)
• «Помогите! Я заблудилась в лесу» («Маша и медведь»)
• «Помогите! Я превратилась в облачко» («Снегурочка»)
Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? Знаете, что там написано?
Дети: СПАСИБО!
Воспитатель: Это герои вас благодарят! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет.
Физкультурная минутка "Сказки».
Мышка быстренько бежала, (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла. (имитация движения)
Ой, яичко уронила, (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила. (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили, (наклониться)
И водой ее полили. (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка. (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем, (имитация движения)
И из репы кашу сварим, (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие. (показать "силу")
Мы славная семья козлят,
Мы любим, прыгать и скакать. (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться. (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться. Подходим к столу, где находится конверт с иллюстрациями к сказкам. И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка - не знаю! Поможем, ребята?
Игра «Собери сказку по картинкам».
Дети раскладывают картинки по сказкам. Находим зеленую страницу.
Воспитатель: Вот и зеленая страничка, а клубок ведет нас дальше.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками.
Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу.
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. Снегурочка.
У Алёнушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят. Гуси-лебеди.
Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. Репка.
На сметане был мешен,
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. Колобок.
Жили-были семь ребят,
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом,
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. Козлята.
Воспитатель: Молодцы, дети! Загадки отгадали быстро и правильно. Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета?
Дети: Голубого.
Воспитатель: Клубок зовет нас вперед. Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра «Персонажи беседуют».
Воспитатель: Вот вам шапочки персонажей, покажете нам отрывок из сказки «Лисичка сестричка и серый волк» - волка и лисы; «Заюшкина избушка» - зайца и петуха; «Волк и семеро козлят» - волка и козы; «Теремок» - мышки и лягушки.
Дети показывают сценки из сказок.
Воспитатель: Вот и синяя страница нашлась. Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его.
Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»
Воспитатель: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета?
Дети: Фиолетовая.
Воспитатель: У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все.
Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Что вам напоминают эти цвета?
Дети: Цвета радуги.
Воспитатель: Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
• удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
• лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
• весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
Дети выполняют вместе с воспитателем.
4. Рефлексия.
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок. Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать. Каждый вечер будем с вами ее читать. Вы у меня все молодцы. Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители. Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. Вот вам раскраски. Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их, затем рассказать сказку об этом герое. А наш клубок отправим в сказку, он там может пригодиться другим героям.