Елена Николаева
Конспект занятия по развитию речи с использованием приемом снятия эмоционального напряжения «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция ОО: речевая, художественно – эстетическая, физическое развитие, познавательная.
Цель: развитие всех компонентов речи посредством русских народных сказках с использованием приемов и методов для снятия эмоционального напряжения.
Задачи:
– формировать грамматический строй речи;
– совершенствовать умение детей узнавать сказки и героев по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;
– воспитывать любовь и интерес к сказкам;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием приемом снятия эмоционального напряжения „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
– формировать эмоциональную отзывчивость, инициативу;
– обеспечить психологический комфорт;
– развивать воображение, память, внимание;
– обогащать нравственные представления о человеческих качествах и отношениях.
Форма проведения: коррекционно – развивающее занятие с элементами игрового тренинга (методы и приемы: диагностика; настроения с помощью цвета; музыкотерапия; данстерапия; игра – релаксация).
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки».
Материалы и оборудование: бумажные лепестки, музыкальное сопровождение: Чайковский П. И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже», лесенка, полотно ткани, аудиопроигрыватель, клубок ниток, 2 сюжета сказок в виде разрезных картинок – пазлов, сундучок, книги со сказками по количеству детей.
Ход занятия
Под весёлую музыку дети входят в зал, приветствуют гостей и встают в круг.
Воспитатель: Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!
Воспитатель: Замечательно! От ваших улыбок в зале стало светлее. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Ребята вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей: народные, авторские).
Воспитатель: Ребята, почему сказки называют народными (Ответы детей: потому что, их сочинил народ). Почему сказки называют авторскими? (Ответы детей: потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
Воспитатель: Дети, как начинаются сказки? (Ответы детей: Жили - были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в Стране Сказок, там нас ждёт много загадок и заданий. А полетим мы туда на воздушном шаре.
Проводится дыхательная гимнастика
Воспитатель: Давайте надуем шар все вместе. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). (Руками изображают шар, идут в круг)
Воспитатель: А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с). (Идут в круг).
Воспитатель: Мы с вами приземлились на цветочную поляну.
Проводится упражнение «Волшебный лепесток»
(диагностика настроения)
Воспитатель: Какие здесь необычные сказочные цветы. У каждого цветка есть лепестки. Они разного цвета, выберете себе лепесток цвета вашего настроения. Если кто – то из детей выбрал темный, узнать по какой причине.
Дети под музыку выполняют различные движения (кружатся, приседают и т. п.). По завершении музыки дети оказываются в сказке.
Воспитатель: Вот и попали мы с вами в сказочную страну. Что это? Перед нами гора, перейти ее сможет тот, кто скажет слово наоборот:
Проводится дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (слова – антонимы)
Смелый – трусливый
Друг – враг
Мудрый – глупый
Далеко – близко
Жадный – щедрый
Правда – ложь
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Высоко – низко.
Добро – зло
(переходят по лесенке).
Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки».
Воспитатель: В Стране Сказок прячутся сказочные герои, отгадайте их.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Слайд 2)
Воспитатель: Правильно, сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок.
- А кто ещё герой этой сказки? (Машенька)
- А Машенька испугалась трех медведей?
- Конечно, испугалась Машенька, если:
- У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково: (лапки).
- А у медведя огромные - (лапищи).
- У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).
- А у медведя? (глазищи).
- У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).
- А у медведя? (носище).
- У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).
- А у медведя? (ротище).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
С зеркалом вела беседу
Королева до обеда,
А оно правдиво было,
Красоту её хвалило.
Но принцесса стала краше,
Всех красавиц лучше даже…
И тогда принцессу эту
Мачеха сжила со свету.
Что случилось – каждый знает,
Сказку сразу отгадает. Сказка «Белоснежка и семь гномов» (Слайд 3)
Воспитатель: Давайте сосчитаем всех гномов из этой сказки. Будем считать и называть их. (1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов) (Слайд 4)
Воспитатель: Узнайте следующего героя, из какой он сказки?
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне.
И пропеллер на спине! (Карлсон) (Слайд 5)
Воспитатель: Как правильно называется эта сказка? («Малыш и Карлсон»). Что больше всего любил кушать Карлсон? (Сладости). Давайте для Карлсона приготовим угощение – варенье.
Дидактическая игра «Приготовим угощение для Карлсона»
(Дети получают карточки, на которых изображены фрукты и ягоды.) Воспитатель: Угощение будем готовить из фруктов и ягод. Давайте назовем их и варенье, которое их них получится (дети по очереди называют фрукты и ягоды, и образуют прилагательные (клубника – клубничное, вишня - вишневое).
Воспитатель: Молодцы я думаю, что Карлсон будет очень рад.
Вот и следующий герой.
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? (Незнайка) (Слайд 6)
Воспитатель: Незнайка так запутался в сказках, что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем и ответим на его вопросы.
Игровое упражнение с клубком ниток «Дополни имя сказочного героя»
Воспитатель: Для выполнения этого задания, давайте ребята встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена или прозвища. Поэтому сейчас будем передавать мяч по кругу и дополнять имена. Я говорю первое слово, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и т. д.
(Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с – пальчик, Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч и т. д.)
Воспитатель: Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей повторяйте за мной скорей.
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно).
Воспитатель: Посмотрите ребята. Вот еще одно задание для вас.
«Сказочное лото»
Детям предлагаются разрезные картинки – пазлы: разделиться на 2 подгруппы, собрать картинку и сказать название сказки.
Воспитатель: Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить,
Дружно, смело и умело,
С вами мы взялись за дело!
Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
Во всех сказках добро побеждает зло. Поэтому все гости Страны Сказок получают в подарок от её жителей волшебную чашку доброты.
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами на столе красивая чашка. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая, совсем пустая чашка. Отлейте в неё доброты из своей полной чашки. Не жалейте! Ваша чашка опустела? Не беда, доброты мало не бывает. Наполните её вновь. Добрый человек всегда делится своей добротой. Откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: "У меня есть чашка доброты! Я делюсь своей добротой со всеми!"
Пока мы с вами наполняли чашки доброты, Страна сказок перенесла нас обратно в детский сад. Наше путешествие подошло к концу.
Давайте поделимся нашей добротой с гостями.
Давайте вспомним, в какие игры вы играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания? (Ответы детей)
Что было интересно и запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебный сундучок со сказками. Давайте посмотрим, что же в нем. Сказочная Страна дарит вам книжки, на страницах которых вы встретитесь со сказочными героями.
Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!
Под весёлую музыку дети отправляются в группу.