Татьяна Тимошкина
Конспект занятия по развитию речи с Использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ И СХЕМ-МОДЕЛЕЙ
Рассказывание сказки «Рукавичка» (2 младшая группа)
Обучающие задачи:
• упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
• закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с Использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки „Рукавичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц, используя мнемосхему;
• активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
• продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
• умение соотносить знаковые символы с образами.
Воспитательные задачи:
• воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить.
• приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал: мнемотаблицы: к сказке «Рукавичка», «Волк», «Заяц»; игрушка-собачка, бумажные силуэты рукавичек, с изображение хвостов животных (по количеству детей, магнитофонные записи (лай собаки; Свиридов «Тройка»; Зубков «Лирическая»).
Предварительная работа:
• чтение сказки «Рукавичка»;
• рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблице «Рукавичка»;
• показ педагогом сказки «Теремок» (пальчиковый театр);
• показ сказки «Рукавичка» по коллажу;
• работа с тактильными дощечками;
• пение песен про животных;
• чтение стихов про животных;
• наблюдения в природе;
• дидактические игры «Кто в домике живет», «Кто что ест» и «Кто как кричит».
Ход занятия
Звучит магнитофонная запись — музыка Свиридова «Тройка». Дети стоят полукругом.
Педагог. Ребята, а какое сейчас время года?
Дети. Осень.
ПЕДАГОГ. Правильно, за окном сейчас поздняя осень. На улице холодно, дует сильный холодный ветер, выпал снег.
Педагог. Ребятки, а когда нам становится холодно после прогулки мы куда идем?
Дети. Домой, в детский сад.
Педагог. У каждого из нас есть свой дом, где мы может согреться в холода. А как вы думаете а животным в лесу холодно?
Дети. (Да, нет - у них густая шерсть.
ПЕДАГОГ. Ребята, животные тоже ищут где бы им согреться от холода.
Звучит магнитофонная запись — лай собаки, появляется игрушка-собака Филя.
Педагог. Здравствуй, Филя, очень рады тебя видеть у нас в гостях! Давайте его погладим, Филю мы не боимся, и он нас тоже не боится.
Дальше педагог говорит за Филю.
Филя. Здравствуйте, ребятки! На улице холодно, — у меня замерзли лапки. Можно у вас погреться?
Дети. Можно!
Педагог. Филя, а пока ты греешься, мы с ребятками расскажем тебе сказку, которая называется «Рукавичка
Педагог. Давайте вспомним, кто живет в домике-рукавичке?
Дети. В домике живут мышка, зайчик, лиса, волк, медведь.
Педагог. А кто расскажет про зайчика, какой он?
Рассказывание по мнемотаблице «Заяц».
Филя. Молодец, зайчик живет в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто еще живет в домике-рукавичке?
Дети. В рукавичке живет волк.
Филя. Иди, расскажи про волка.
Рассказывание по мнемотаблице «Волк».
Педагог. Ребятки, а где живут: волк, лиса, заяц, мышка, медведь? (Показать на животных, которые стоят на столе)
Дети. Они живут в лесу.
Педагог. Правильно. Значит это какие животные?
Дети. Дикие.
Педагог. Ребята, а какими словами можно начать сказку?
Дети. Жили-были.
Педагог. А закончить?
Дети. Вот и сказка вся, кто слушал — молодец.
Звучит музыка Зубкова «Лирическая».
Педагог. А сейчас слушай, Филя, нашу зимнюю сказку. Сначала сказку расскажу я, а затем кто-нибудь из ребят расскажет ее еще раз.
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Рукавичка».
Филя. Какая интересная сказка! Только мне холодно, я еще не согрелся.
Педагог. Давай, Филя, поиграем.
Филя располагается в своем домике (например, на стуле). Дети вместе с педагогом идут к нему со словами:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: что же будет.
Дети подходят к псу, который позволяет себя погладить и приласкать. Неожиданно пес лает — дети убегают от него, а он догоняет их.
Филя. Вот я и согрелся, стало мне жарко! Садитесь на стульчики, ребятки, и расскажите сказку еще раз. Это сказка про меня, это я нашел деду рукавичку.
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Рукавичка».
Филя. Молодец,, правильно рассказала сказку, ничего не забыла Да, жалко зверей, остались они без домика-рукавички.
Педагог. И мне жалко зверей, Филя. Давайте, ребята, подарим зверям наши красивые рукавички. Тогда у каждого будет свой домик-рукавичка.
Дети выбирают «рукавички», разложенные на столе, и дарят собачке Филе.
Педагог. Ребята, на столе лежат рукавички, а на них наклеены подсказки, кому эту варежку подарить.
Педагог. Рукавичку с длинным, тонким, серым хвостом мы кому подарим?
Дети. Мышке.
Педагог. Рукавичку с маленьким, пушистым, белым хвостиком?
Дети. Зайчику.
Педагог. Кому мы подарим рукавичку с пушистым, рыжим хвостом?
Дети. Лисичке.
Педагог. Рукавичку с длинным, серым кому мы подарим?
Дети. Волку.
Педагог. И последнюю рцукавичку с маленьким, коричневым хвостом мы кому подарим?
Дети. Медведю.
Филя. Спасибо, ребятки, какие красивые рукавички! Побегу в лес быстрее и отдам их зверям. До свидания!
Педагог и дети. До свидания, Филя!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Заяц
Заяц — это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом — серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.
Волк
Волк живет в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детенышей выкармливает молочком. Он хищник, у него острые зубы.
Рассказ по мнемотаблице «Рукавичка»
Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны.