Елена Захарова
Занятие по развитию речи «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Составление описательного рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», при помощи мнемокарточек.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательная – учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине; связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.
Публикация «Занятие по развитию речи „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно- развивающая- развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координацию речи с движением. Развивать воображение с помощью приема «Вхождение в картину». Развивать мелкую моторику, используя приемы оригами.
Кррекционно-воспитательная — воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Воспитывать самостоятельность, активность, умение видеть красоту родной природы.
Словарная работа: ввести в пассивный словарь детей слова часовня, грачевник, активизировать использование в активной речи слов пейзаж, деревня, слов определений.
Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, наблюдение примет весны в природе, чтение стихов о весне, рассматривание репродукции А. К. Саврасова «Грачи прилетели», беседа о видах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж.
Материал к занятию : письмо прикрепленное к воздушным шарам, репродукция картины «Грачи прилетели», цветная бумага, ножницы, клей, кисти для клея, клеенки, веточки березы, запись спокойной музыки.
Ход занятия
(Воспитатель и дети стоят на ковре и ведут беседу)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
- Правильно, весна. Но посмотрите на улицу: еще лежит снег, еще холодно, можно сказать зима.
Д: -Это ранняя весна.
Воспитатель: Поиграем в игру «Что лишнее?». Хорошо ли вы знаете приметы ранней весны? Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя и почему? Следите за произношением звуков.
Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга).
Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат).
Набухают почки, созревают яблоки, грачи начинают строить гнезда, солнце не только ярко светит, но и греет. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом и осенью).
С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной).
Воспитатель: Какие вы внимательные, молодцы.
— Ой, ребята, что это там за окном?
(За окном воздушные шары с прикрепленным к ним большим конвертом)
Воспитатель: Очень интересно, кто прислал нам письмо таким необычным способом. Выйду я на улицу и принесу письмо в группу, мы его прочтем и узнаем, кто прислал нам его.
(Вношу письмо, читаю)
- «Здравствуйте, дорогие ребята. Спешу к вам в гости с весенними подарками. Впереди себя посылаю моих верных гонцов – грачей. До встречи. Ваша Весна».
Воспитатель: Ребята, так от кого же это письмо?
Д: — Его написала Весна.
Воспитатель: Верно, оно от Весны. Кого послала весна впереди себя?
Д: — Грачей.
Воспитатель: Дети, а вы уже видели в нашем городе грачей?
- Я еще не видела, видимо они еще в пути. Зато я сегодня принесла вам картину, которую написал русский художник Алексей Саврасов, на ней он изобразил грачей. Называется она «Грачи прилетели». Садитесь на стульчики и рассмотрите картину.
(Даю детям время рассмотреть картину)
Воспитатель: К какому жанру относится эта картина?
Д:- Пейзаж.
Воспитатель: Какие еще жанры знаете?
Д: — Натюрморт, портрет.
Воспитатель: Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?
Д: -Он увидел как на березы опустилась стая грачей, как они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда.
Воспитатель: Расскажите мне о грачах, что они делают?
Д: -Поправляют, ремонтируют гнезда.
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза, что вы слышите?
Д: — Грачи громко кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее.
Воспитатель: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют — грачевник. Как можно назвать эти березки на картине?
Д: — Грачевник.
Воспитатель: Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд?
Д: -Здесь тихо, спокойно. Это окраина деревни, видно несколько домиков и часовню. Вдалеке виден лес.)
Воспитатель: Ребята, встаньте в кружочек, поиграем с кубиком, какой стороной он к вам повернется, к той картинке подбираем слова-признаки, соответствующие нашей картине «Грачи прилетели».
Снег – Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, подтаивший…
Березы –тонкие, длинные, корявые, старые, толстая…
Солнце – неяркое, ленивое,
Облака (небо) – Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, хмурые, низкое, грустное, холодное…
Воспитатель: Молодцы. Какие хорошие, точные слова подобрали.
Воспитатель: Какие вы внимательные, молодцы.
Воспитатель: А сейчас посмотрите, у меня на столе лежат мнемоквадраты, которые помогут вам составить рассказ. Берите по одной карточке и рассказывайте. Рассказ вы будете придумывать по цепочке — один начнет, другой продолжит.
Воспитатель: Сейчас я думаю надо немного отдохнуть.
Весна, весна красная!
Весна, весна красная! Идут по кругу, взявшись за руки.
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью. Идут в противоположную сторону.
С великой милостью:
С льном высоким, Останавливаются, тянут руки вверх, встают на носочки, делают вдох.
С корнем глубоким, Опускают руки, приседают, делают выдох.
С хлебами обильными. Взявшись за руки, бегут по кругу.
- Может кто-то хочет самостоятельно рассказать? (слушаем рассказы).
"Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами сельский пейзаж. Это окраина деревни: видно несколько деревенских домов и часовню. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Они поправляют, ремонтируют гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной".
Учитель-логопед: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились рассказы. А знаете, что я придумала? Давайте сейчас сделаем бумажных грачей, посадим на нашу веточку, может, и весна быстрее наступит. Согласны?
Учитель-логопед: Перед тем как вы начнете работать нужно размять наши пальчики, сделаем из них птичек и полетаем. Молодцы.
Учитель-логопед: Теперь приступаем к работе, кто сделает птичку, может выбрать веточку и посадить ее. (Дети делают птичку, помогаю при необходимости).
1. Итак, берем квадратный лист черного цвета.
2. Сгибаем его по диагонали.
3. Загибаем боковые стороны к линии сгиба.
4. Нижние стороны тоже нужно загнуть к линии сгиба.
5. Разогнуть нижние стороны.
6. По линиям сгиба сделать надрезы
7. По надрезам загнуть кверху.
8. Верхний угол загнуть вниз (это будущая голова)
9. Сложить заготовку пополам, приклеить глаза.
Воспитатель: Посмотрите ребята, что это у нас получилось? (Грачевник).
Воспитатель: Грачи в народе всегда были символами весны. Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко — холодным и сырым. Если грачи усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилась картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели»?
Воспитатель: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
Д: -Немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит.
Воспитатель: Молодцы, мне тоже понравилось как вы занимались, какие красивые у вас получились рассказы по картине и я приготовила для вас сюрприз.