Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Цели:
Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины, развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине, умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина
Познавательное развитие:
Публикация «Составление рассказа по картине Саврасова А, К, „Грачи прилетели“ в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
умение подмечать изменения в природе
Социально-коммуникативное развитие:
Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану
Ход
1. Оргмомент: Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица ….(грач)
Какие птицы прилетают весной первыми? (грачи)
О чем говорит прилет грачей? (весна наступила)
2. Объявление темы: Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели», которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Пейзаж – это картина, изображающая природу. Про художников говорят «написал картину» (а не «нарисовал»)
Выставляется картина.
3. Рассматривание картины, ответы на вопросы:
Какое время года изображено на картине? (весна)
Это начало весны, середина или конец? (начало)
Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)
Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)
Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)
Какие птицы облюбовали березы? (грачи)
Что делают грачи? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)
О чем говорит прилет грачей? (наступила весна)
Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)
Что за забором? (поле)
Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)
Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)
Какие краски преобладают в картине, яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей)
Скажите кратко, о чем эта картина? (о наступлении весны, о прилете грачей, о пробуждении природы).
4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?
(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).
Нравится ли тебе эта картина? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда; чувствую как радуются грачи тому, что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).
5. Физминутка: Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)
От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)
На деревьях гнезда (сложить ладошки)
В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов).
6. Лексико-грамматические упражнения:
1. Скажи про несколько:
Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)
2. Подбор определений:
Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)
Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)
Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)
Грачи какие? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)
3. Скажи иначе:
Снег стал темным – потемнел,
Строят гнезда – вьют гнезда
Пробуждается – просыпается
Строения - постройки
4. Объясни значение слов:
Облюбовали-понравилось,
Обустраивают – наводят порядок
Преобладают – больше всего
7. Примерный образец рассказа
Эта картина называется «Грачи прилетели». Ее написал художник Саврасов.
На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи. Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том. что весна уже наступила.
На среднем плане мы видим строения: церковь, крыши стареньких домов, забор.
За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.
На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.
8. План рассказа
Как называется картина?
Кто написал картину?
Описать снег, деревья, грачей
Перечислить строения, описать поле
Описать небо
Какие чувства вызывает эта картина? Почему?
Почему понравилась эта картина?
9. Рассказы детей
10. Итог
Материал можно разделить на 2 занятия.