Анна Аболтынь
Конспект занятия по развитию речи «Птицы весной» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
«птицы весной»
(средняя группа)
План-конспект занятия.
Цель:
- Учить детей образовывать новые слова - прилагательные и существительные, сложные слова из двух простых.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Птицы весной“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Употреблять слова-антонимы и существительные с обобщающим значением, наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих птенцов в именительном и винительных падежах. Правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.
- Закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие.
Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
Продолжать развивать мышление, память, внимание.
- Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы», «зимующие птицы».
- Закреплять названия детенышей птиц
- Называть домики птиц.
- Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».
— Ребята сегодня у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 — чудо произойди! (Включается запись со звуками леса, пением птиц).
— Ну, что чудо произошло? — Да!
— Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поют?
— Это птицы!
День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В гости к тетушке Совунье
Мы попали все сейчас.
Мудрая тетушка Сова знает обо всем на свете, и очень любит ребят. Всякий раз, когда представляется возможность, она задает детям разные сложные задачки и если ребята справляются, то их ждет сюрприз. А вы хотите поиграть с тетушкой Совой?
Если снег повсюду тает, День становится длинней.
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит. Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла… (весна).
— Да, с приходом весны все оживает вокруг. Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, улетавшие на зиму в теплые края. А какие птицы прилетели? Вы их узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это.. . (птица).
1). Ходить не умеет,
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
3). Кто из леса прилетит?
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья,
Говорушка, стрекотунья,
Белый бок и длинный хвост.
Что за птица – вот вопрос. (Сорока)
4). Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
5). Непоседа-невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня.. . (Синичка)
6). Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет!
Видишь, кружат 20 пар
И кричат «Кар! Кар! Кар!» (Ворона)
— Молодцы! (выставляю на наборное полотно птиц).
— А как, этих птиц можно назвать одним словом?
— Каких еще перелетных птиц вы знаете?
— Почему они называются перелетными?
Молодцы! Следующая игра называется «Чего не хватает?» Вы должны отгадать чего не хватает у птицы.
— У птицы не хватает клюва и т. д.
Игра «Прилетели птицы».
Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы : голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.
Прилетели птицы : голуби, синицы, цапли и ужи, чайки и моржи.
Прилетели птицы : голуби, синицы, палки, стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Ла-ла-ла - Есть у птицы два крыла.
Ца-ца-ца- Птица вывела птенца.
Ча-ча-ча- Птицы нет черней грача.
Де-де-де - Птенцы в гнезде.
Бей-бей-бей - Прилетел воробей.
Би-би-би - Прилетели голуби.
Бой-бой-бой – Покружили над трубой.
Бу-бу-бу – Птицы сели на трубу.
Бе-бе-бе – Птицы на трубе.
Ро-ро-ро - легкое перо.
Цы-цы-цы - В гнезде сидят птенцы.
Ок-ок-ок - Села птичка на цветок.
Ор-ор-ор - Птица села на забор
Игра: «скажи одним словом».
• Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
У аиста ноги длинные, поэтому его называют (длинноногим)
У соловья звонкий голос,поэтому его называют (звонкоголосым)
• Если у птицы черная голова? (черноголовая)
• Если у птицы белый бок? (белобокая)
Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.
Воспитатель: как называются птенцы у скворца?
Дети: Скворчата
Вос-тель: Как называются птенцы у кукушки?
Дети: Кукушата
Вос-тель: А если он один?
Дети: Кукушонок
Вос-тель: Как называются птенцы у галки?
Дети: Галчата
Вос-тель: Как называются птенцы у воробья?
Дети: Воробушки
А с воробышком приключилась вот какая история.
(Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?»
Сказка
Оборудование : шапочки с изображением птиц.
Вос-тель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.
Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный
Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился. Страшно ему стало.
Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?
Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»
Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :
Воробышек: скажите пожалуйста,чей это домик?
Ворона: А тебе чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.
Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает
Воробышек: Чей это домик?
Дятел: А тебе чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.
Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:
Воробышек: Чей это домик?
Скворец: А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец.
Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:
Воробышек: Чей это домик?
Голубь: А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.
Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.
Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?
Воробышек: Покажи пожалуйста!
Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.
Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!
Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.
Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.
Вос-тель: Вот такая история приключилась,с маленьким воробышком.
Дидактическая игра «Назови птенца»Птенец галки – галчонок.
Птенец вороны – … вороненок.
Птенец скворца – … скворчонок.
Птенец кукушки – … кукушонок.
Птенец аиста – … аистенок.
Птенец совы – … совенок.
Птенец журавля – … журавленок.
Птенец грача – … грачонок.
Игра «Сравни».
Воспитатель предлагает сравнить зверей и птиц.
Звери бегают, а птицы –. (летают).
Скворцы поют, а вороны –. (кричат).
Ворона – зимующая птица, а скворец –. (перелетная).
У снегиря грудка красная, а у синицы –. (желтая).
У воробья глаза маленькие, а у совы –. (большие).
У сороки хвост длинный, а у синички –. (короткий).
Аист белый, а грач -(черный).
Аист большой, а соловей -(маленький).
Голуби ходят, а воробьи -(прыгают).
У грача клюв большой, а у скворца маленький
У грача туловище крупное, а у скворца мелкое
У грача хвост короткий, а у скворца длинный
У грача лапы толстые, а у скворца тонкие.
Игра «Посчитай» на закрепление имен числительных
Сколько у кукушки лапок?
Сколько у скворца крыльев?
Сколько у грача хвостов?
Сколько у ласточки голов?
Сколько у соловья клювиков?
Сколько у птичек глаз?
Сколько у птицы перышек?
Пальчиковая гимнастика.
Летит над полем птичка.
Чирик-чик-чик.
А что несёт птичка?
Чирик-чик-чик.
Несёт она травинку.
Чирик-чик-чик.
Несёт травинку птичка.
Чирик-чик-чик.
Гнездо совьёт птичка.
Чирик-чик-чик.
Птенчик в гнездышке проснулся,
Встрепенулся, потянулся,
И хвостиком повилял
Широко раскрыл он клювик
Громко, громко запищал:
Пи, пи, пи; пи, пи, пи
Червячка скорей неси
Мама с папой закружили
Угощение тащили
Червячок, блоха и мошка
Кушай, кушай, наша крошка.
(движения по тексту)
Итог занятия :
Дети, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы, все вы очень хорошо работали.
Сова: Молодцы, ребята!
Из научного дупла
Вам гостинцы принесла
Мальчикам и девочкам
Всем конфеты «Белочка».
Молодцы, не подвели!
Желаю вам успехов в школе, хороших оценок.
В добрый путь, до свидания ребята!