Анастасия Борискина
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый».
Задачи:
- Познакомить с пословицей «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет», соотносить с содержанием сказки;
- подвести детей к пониманию замысла сказки (друзьям нужно помогать, а не пытаться перекинуть на них свою работу);
- побуждать аргументировать и оценивать поступки персонажей, их взаимоотношения;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- «Крылатый, мохнатый да масляный», русская народная сказка
- Темочки
- развивать интерес к жанру сказки, подводить к осознанию ее особенностей;
- развивать умение отгадывать загадки;
- воспитывать умение слушать воспитателя, сверстников;
- воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
Оборудование: Волшебный сундук, книга с чистыми страницами, иллюстрации к сказке «Крылатый, мохнатый да масленый», диафильм.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети сидят на ковре полукругом.
Воспитатель: Ребята, а вы любите ли вы сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: А какая сказка у вас самая любимая?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?
Дети: Это значит, что их придумал народ, русские люди.
Воспитатель: Вот сегодня мы с вами отправимся в страну сказок. Чтобы нам попасть в сказку, давайте встанем в круг, возьмёмся крепко за руки, закроем глазки, и все вместе, дружно произнесё м волшебные слова:
В круг скорее становись,
Крепче за руки держись,
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.
Появляется сундук, накрытый платком.
Воспитатель: Ой, смотрите ребята, что это у нас тут под платочком; волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что скрывается внутри.
Воспитатель открывает волшебный сундучок, а там книга с белой обложкой, а на страницах нет иллюстраций. Удивляется и читает загадки, которые там написаны.
2. Отгадывание загадок.
Воспитатель: Ребята, книга пустая, но если мы с вами отгадаем загадки, то узнаем кто герои этой сказки. Попробуем их отгадать?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.
1. Живет в норке,
Жует корки
Короткие ножки
Боится кошки.
Дети: Мышь.
2. Чик – чирик,
К зернышкам – прыг!
Клюй не робей!
Кто это?
Дети: Воробей.
3. Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и пышны
Эти вкусные…
Дети: Блины.
3. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Ребята, я, кажется, догадалась, что это за сказка. А вы догадались?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Ну, конечно же, это русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый». И сейчас я вам её расскажу.
4. Рассказывание сказки.
Воспитатель рассказывает сказку, дети рассматривают иллюстрации.
5. Беседа по содержанию сказки. Словарная работа.
Воспитатель: Как обычно начинаются русские народные сказки?
Дети: «Жили-были…»
Воспитатель: А эта сказка как начинается?
Дети: «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый».
Воспитатель: Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили сказочные герои. И где же жили три братца?
Дети: На лесной опушке, в сказочной избушке.
Воспитатель: Кого из героев можно назвать крылатым? Мохнатым? Масленым?
Дети: Воробья, мышонка, блин.
Воспитатель: А кого можно назвать хитрым?
Дети: Лису.
Воспитатель: Давайте, вспомним как жили друзья вначале?
Дети: Дружно.
Воспитатель: Какими ещё словами, пословицами можно назвать их дружную жизнь?
Дети: Ладно, «водой не разольёшь», «душа в душу».
Воспитатель: Что же дальше произошло с героями?
Дети: Они поссорились.
Воспитатель: Кто затеял ссору?
Дети: Воробей
Воспитатель: Правильно, воробей решил, что он один трудится целый день, а мышь и блин до обеда на печи нежатся. А что значит слово «нежатся»?
Дети: Отдыхают, лежат на печи.
Воспитатель: И что решили герои после бунта воробья?
Дети: Поменяться работой. Блин – еду носить, мышь – обед готовить, а воробей дрова рубить.
Воспитатель: А что из этого вышло?
Дети: Ничего хорошего не вышло. С чужой работой герои плохо справлялись и сами пострадали.
Воспитатель: Чему учит эта сказка?
Дети: Каждый должен свою работу делать; никогда не ссориться; нужно друг другу помогать.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Об этом и говорит нам пословица из сказки : «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет». Ребята, а какими словами заканчивается сказка?
Дети: Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
Воспитатель: Если вспомнить другие русские народные сказки, то многие из них заканчиваются похожими словами: «И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.». Это ещё раз нам доказывает, что наша сказка – русская народная.
6. Итог занятия.
Воспитатель: А, вы - ребята, дружные?
Дети: Да!
Воспитатель: Какая у нас дружба?
Дети: Крепкая.
Воспитатель: Дети, давайте встанем в круг и крепко возьмемся за руки, вот какая крепкая у нас дружба! А теперь присаживайтесь и посмотрите диафильм по сказке «Крылатый, мохнатый да масленый».