Галина Карташова
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
▼ Скачать
Конспект занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
Тема: Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: Создание условий для обучения детей составлению короткого описательного рассказа по картине.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Рассказывание по картине „Собака со щенятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
-учить выстраивать короткие предложения, используя в речи различные выразительные средства;
- познакомить с новым словом «конура».
- закрепить понятие «дикие и домашние животные.
Развивающие :
- развивать выразительную, образную речь ребёнка;
- развивать умение высказывать свои мысли вслух.
Воспитательные:
- воспитывать желание помогать попавшим в беду.
Материал: картина «Собака со щенятами», домик, дерево, наборы диких и домашних животных (игрушки, мягкие игрушки: собака и щенок, лист бумаги для объявления, ручка, клей - карандаш, портрет щенка.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животных.
Индивидуальная работа. Упражнять Яну М., Нарека А., Алину Г. в назывании детёнышей животных.
Ход занятия.
1. Организационно - мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого я сегодня встретила, когда шла на работу.
Дети: Собачка.
Мотивация.
Воспитатель: Поздоровайтесь с собачкой : «Здравствуй, собачка». Погладьте его. Когда я увидела щенка, он плакал. Я спросила, что случилось, щенок мне рассказал, что его зовут Пушок, он живет с мамой и братьями в большой, тёплой конуре. Решил он поиграть с воробьями, а они с ним не захотели играть и улетели. Он за ними долго бежал, хотел их догнать, но не смог. Теперь он заблудился. Просит помочь ему найти его семью.
Воспитатель:
- Ребята, поможем собачке?
- Как мы можем помочь?
Дети: Пойти искать собачью семью; дать объявление о том, что потерялась собака
Воспитатель: Ребята, вы молодцы много вариантов предложили.
Давайте напишем объявление о том, что потерялась собачка, пока Пушок побудет у нас.
2. Основная часть
Рассматривание картины, ответы на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Кажется, я знаю, ребята, эту собачью семью. Посмотри, Пушок, на этой картине твоя семья? (Воспитатель показывает картину «Собака со щенятами»)
Пушок: Да. Здесь моя мама и братья.
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинку с семьёй Пушка. Включим экран и рассмотрим картину (дети стоят полукругом возле экрана).
- Кто нарисован на этой картине? (Собака со щенятами).
- Что делает собака? (Собака лежит)
- Что делают щенята? (Один щенок лежит около мамы-собаки, другой
стоит и смотрит на воробьёв).
- Давайте рассмотрим собаку.
- Какая собака по размеру? (большая)
- Какая у неё шерсть? (лохматая)
- Какая по цвету? (Пятнистая)
- Какие у неё лапы? (Большие, белые).
- Что в лапах у собаки? (Ошейник)
- Какие у неё уши? (длинные, висячие, коричневые)
- Как вы думаете, добрая ли она?
- Кого вы ещё видите на картине? (Щенят)
Давайте рассмотрим их.
- Сколько щенят у мамы - собаки? (Два)
Давайте рассмотрим сначала щенка, который лежит около собаки.
Расскажите о нём.
(В случае необходимости воспитатель помогает, подсказывает начало фраз)
- Ребята, теперь давайте рассмотрим второго щенка. Расскажите о нем.
- Как вы думаете, где живут собаки? (В конуре)
- Кто заботится об этих животных? (Человек, хозяин)
Правильно, о них заботится хозяин, он им строит жильё, кормит.
- Как называются животные, которые живут с человеком? (Домашние)
- Ребята, кто нарисован ещё на этой картине? (Воробьи)
- Сколько их? Что делаю они?
- Как вы думаете, почему собаки их не трогают?
- Как вы думаете, как называется эта картина?
Физминутка «Щенок»
Бегал по двору щенок (бег на месте)
Видит пирога кусок (наклоны вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок)
Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? (Животные)
- Какие здесь животные? (Домашние)
- Назовите их.
- Какие здесь ещё животные кроме домашних? (Дикие). Назовите их.
- Ребята, давайте всех домашних животных расположим возле домика, а диких животных отправим в лес, т. е. разместим около дерева.
- Ребята, мы совсем с вами забыли, что нужно ведь помочь Пушку найти свою семью. Нам нужно написать объявление о том, что потерялась собака. В объявлении мы должны обязательно правильно описать Пушка, чтобы хозяин прочёл объявление и по описанию узнал свою собачку. Если мы не точно опишем Пушка, его не смогут найти. Поэтому давайте с вами поучимся описывать животных, составлять про них рассказы.
Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»
Воспитатель:
- Дети, давайте составим рассказ по картине «Собака со щенятами»
Послушайте, какой я составила рассказ.
На картине нарисована собака со щенятами. Собака большая, лохматая. На морде у неё белое пятно, уши опущены. У собаки двое щенят.
Один спокойно лежит около мамы, второй щенок спокойно стоит и смотрит на воробьёв. Щенята маленькие, пушистые, неуклюжие. Около них стоит миска с едой, но собаки есть не хотят. Зато смелые, шустрые воробьи не прочь отобедать – клюют прямо из миски и не боятся собаки и щенков.
3. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель:
- Ребята, кто может рассказать о семье Пушка? (2-3 рассказа)
- Ребята, вы сегодня хорошо описывали животных на картине, у вас уже получаются небольшие рассказы. Теперь пришло время написать объявление (заготовлено объявление, делаю вид, что пишу, приклеиваем с детьми на объявление портрет Пушка).
Вывешиваю объявление за дверь.
Стук в дверь, заходит хозяйка с собакой-мамой в руках. Говорит:
«Я увидела объявление о найденном щенке. Это наш малыш Пушок, а это его мама Джесси. Она очень переживает за своего щенка. Верните нам его, пожалуйста!» (отдаем щенка, прощаемся с ним).
Воспитатель: Попрощаемся с Пушком (дети гладят щенка на прощание).
- Больше не теряйся!
Хозяйка с собачками в руках уходит.
- Понравился вам щенок?
- А семья щенка?
Что еще запомнилось?