Татьяна Зыкина
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Подарок Деда Мороза. Звук и буква Г»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового логопедического занятия по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста
«Подарок Деда Мороза. Звук и буква Г»
Подготовила и провела учитель-логопед МБДОУ № 312
Зыкина Татьяна Александровна
Дата проведения: 14 декабря 2021 года
Цель: Соотнесение буквы «Г» и звуков [Г],[Гь],
Развивать слуховое внимание, память, умение сравнивать,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Подарок Деда Мороза, Звук и буква Г“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый год. Конспекты по обучению грамоте
- Новый год. Конспекты по развитию речи
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Закрепление слов разной слоговой структуры,
Закрепление звуко-буквенного анализа слов со звуком [Г],[Гь],
Письмо слогов и слов с буквой «Г»,
Развитие общей моторики, мимики,
Упражнять в умении придумывать и изображать различные действия.
Оборудование: конверт с письмом, длинная скамейка-«сани», компас, сугробы с написанными на них слогами «Га» «Го», «Гу», «Ого», «Ги», картинки со слогом «Га» в разной позиции; слоговая лесенка, картинки с изображением предметов со слогом «Го», большая разрезная азбука, схемы звуков, бутафорский снежок, картинки снеговиков, крупные блоки конструктора с написанными на них буквами «И», «Г», «Р», «У», «Ш», «К», «А», фонограмма детской песни, сундучок с подарками, декорации города «Г».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: - Ребята, нам пришло письмо. От кого же оно? Ах! От самого Дедушки Мороза! Хотите узнать, что там написано?
Дорогие ребятишечки:
Девчоночки и мальчишечки!
Хотел я к вам приехать в гости,
Подарки в группу привезти,
Но к несчастью застала
Меня оттепель в пути.
Не хотелось мне растаять
Стать подобно кочерге
Сундучок пришлось оставить
Во владенья буквы «Г».
Я прислал за вами сани
Отправляйтесь в добрый путь.
А чтоб было веселее
Вам в дороге и быстрее
Все возьмем с собою песню
И смекалку не забудь!
Логопед: Вы готовы отправиться в путь? Мы отправляемся во владения буквы «Г». Но прежде скажите пожалуйста: какие звуки обозначает эта буква?
Дети: [Г],[Гь].
Логопед: Помните стихи о букве «Г»?
Дети: Буква «Г», как кочерга,
У нее одна нога.
И подобно кочерге
Горбит спину буква «Г».
Логопед: А могли бы вы показать пальчиками, как выглядит буква «Г» (руками, телом? (Показ). Молодцы! Вижу, что вы все готовы. Проходите, садитесь в сани быстроходные. (Дети садятся друг за другом, как на сани).
- Куда показывает стрелка нашего необычного компаса? (На слог «Га»)
- Без волшебных слов сани не поедут, надо дружно сказать их. Запоминайте:
Что за чудо наши сани,
Эти сани едут сами.
Сядем в них и полетим
Мы туда, куда хотим!
Звучит фонограмма детской песни «Саночки».
2. Логопед: Остановка «Га». Ребята, мы добрались до владений буквы «Г». Что за город слева от вас? ( Дети читают: «Город Г». Нам нужно отыскать сугроб со слогом «Га», на котором прикреплены картинки со слогом «Га» в разной позиции. (Дети находят сугроб). Логопед просит назвать слова и определить позицию слога в слове. ( Картинки: газета, дорога, рогатый, подмога, богатый, газон).
3. А сейчас поиграем в снежки. Я брошу вам снежок с твердым звуком [Г], а вы мне вернете снежок с мягким звуком [Гь] :
Га – гя го – гё гу – гю аг – агь ог – огь эг - эгь
Гы – ги гэ – ге уг – угь ыг – ыгь иг – игь
- Вы прекрасно справились с заданием! Но нам пора снова в путь. Дети садятся на сани и говорят волшебные слова. Стрелка компаса поворачивается на слог «Го».
Физминутка: Предложить детям во время поездки поиграть в игру «Передай снежок».
4. Остановка «Го». Дети находят сугроб с надписью «Го». На столе картинки со слогом «Го» по количеству детей. О, Что это? Да это же «Слоговая лесенка»! Логопед раздает картинки детям.
Логопед: Назовите, что изображено на вашей картинке, разделив слово на слоги. Посчитайте, сколько слогов в ваших словах и разложите картинки на слоговой лесенке.
1 2 3 4
гол горы головы треугольник
горн горох иголка гостиница
голубь ягода пуговица
город горилла
гости голуби
Логопед: Вы молодцы! Поедем дальше. Дети садятся на сани. Говорят волшебные слова. Сани едут под фонограмму песни. Предложить детям в дороге игру «Изобразите на лице чувство» ( Психогимнастика: покажите страх, удивление, печаль, радость, восторг, ожидание). Компас указывает слог «Гу».
5. Остановка «Гу». Дети отыскивают сугроб «Гу».
Логопед: Ребята, предлагаю разделиться на 3 команды и выложить слова из букв большой азбуки :
ГУСИ ГУБЫ ГУДОК
Логопед: Отлично! А нас ждет поездка! Дети садятся. Компас показывает сочетание «Ого». Дети говорят волшебные слова. Сани едут дальше. Звучит фонограмма знакомой детям зимней песни. Дети подпевают песню.
6. Остановка «Ого».
Логопед: Вот так чудо! Ой, ой, ой!
Бугорок-то как живой!
Замело кого-то снегом.
Вот беда, беда, беда!
Дети, все скорей сюда!
Рукавички захватите
Снег скорее разгребите!
Появляется Снеговик.
Логопед: Ого! Да это Снеговик!
Снеговик: Я снег – снеговик
К снегу, холоду привык,
Но метели, ураганы,
Вихри снежные, бураны
Занесли меня в пути.
Дальше я не мог идти.
Как вы вовремя пришли
И в снегу меня нашли.
Я на радости такой
Топну правою ногой,
Затем левою ногой
В пляс пойду я удалой.
А вы хлопайте дружней,
Пляска будет веселей.
(Танец снеговика)
Я представить буду рад
Вот мой старший снежный брат.
Вы на нас посмотрите
Сходство – разницу найдите.
Дети выполняют задание. Сначала находят отличия. Затем сходства: белые, снежные, румяные, носы красные, веселые.
Снеговик: Ого! Молодцы ребята, какие вы внимательные!
Все бело, бело, бело.
Много снегу намело
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки!
Ребенок: Мы в снежки играем смело
Ах, какое это дело.
Любим мы морозный день!
Нам в снежки играть не лень!
(Имитация движений)
Ребенок: Сели дети на салазки
Как блестят весельем глазки!
Покатались, понеслись,
Покатились с горки вниз!
(Имитация движений)
Снеговик благодарит детей за веселье, за помощь. Дети прощаются с ним. Садятся в сани. Компас показывает слог «Ги». Дети говорят волшебные слова. Сани едут. Звучит мелодия. Дети по подражанию за логопедом выполняют под музыку ритмические хлопки в ладоши.
7. Остановка «Ги».
Логопед: Ребята, на этой остановке у сугроба «Ги» мы видим доску для письма. Как вы думаете, что сейчас предстоит нам сделать? (Мы будем писать на доске). Верно!
Логопед предлагает на доске написать слоги и слова под диктовку и сделать звуко-буквенный анализ этих слогов и слов:
га го гу ги
гиря магия гигант
Логопед: Молодцы, ребята! А у меня вопрос. Какой слог получится, если в слоге «Ги» поменять местами буквы? («Иг»). Верно!
Ой, а что это тут в сугробе? Какой-то сундучок… Чтобы его открыть, надо собрать волшебную цепочку из букв. (На больших блоках конструктора ЛЕГО написаны буквы : «И», «Г», «Р», «У», «Ш», «К», «А»).
Замок откроется тогда,
Когда составите слова.
Рискните разгадать быстрее всех!
Уверена, что ждет вас всех успех!
Скорее блоки вы возьмите,
На них буквы подберите,
Друг на друга наложите,
Слово нужное сложите!
(Дети собирают из ЛЕГО слово «ИГРУШКА»).
Логопед: Молодцы, ребята! Сундучок открывается, а там… маленькие подарки-игрушки.
Все сегодня заслужили свой подарок за свои знания и умения. Но нам пора возвращаться. Берите сундучок, садитесь в сани и поезжайте домой. (Звучит музыка).
Логопед: Ребята, где вы сегодня побывали? (Во владениях, в городе Г).
Что интересного там увидели? Чем занимались? (Ответы детей).