Мария Наумова
Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР «Чемоданчик для электрика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи по теме "Профессии"
Образовательные задачи:
- Актуализировать словарь детей по лексической теме "Профессии", совершенствовать навык диалогической речи.
- Расширить словарь, дополнив представления детей о профессии электрик.
- Совершенствовать грамматический строй речи : тренировать навык согласования существительных с числительными.
- Продолжить знакомство со звуками П и П’, учить давать характеристику звуку.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР „Чемоданчик для электрика“ в старшей группе» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
- Закреплять умение различать твёрдый и мягкий согласные звуки и обозначать их.
- Развивать слуховое внимание и зрительную память, мышление.
- Продолжать развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.
- Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни.
- Формировать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с иллюстрациями «Профессии», карточки с картинками артикуляционных упражнений, аудиозапись для игры «Кто сказал?», чемоданчик электрика с необходимым наполнением, карточки «лампочки» с изображёнными на них словами со звуками П и П’, мультимедийное оборудование, презентация Power Point.
Предварительная работа: два предварительных занятия по теме «Профессии. Звуки П и П’», разучивание физкультминутки «Много профессий на свете у нас!».
Организационно-мотивационный этап:
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте дружно поздороваемся с ними. Дети здороваются с гостями, садятся на стулья.
Артикуляционная гимнастика, вырабатывающая правильный артикуляционный уклад сонорных звуков:
Логопед: Ребята, давайте вспомним, о чём и о ком мы говорим на этой неделе?
Ответы детей
Логопед: Да, мы с Вами говорили о профессиях. Напомните мне, пожалуйста, что же такое профессия?
Ответы детей
Логопед: Молодцы, профессия это то, чем занимается человек, его работа. Сейчас давайте подготовим наши язычки к занятию, разомнём их. Представители разных профессий спрятали упражнения, которые нам нужно выполнить, давайте их найдём. Я буду называть названия профессий, а Вы догадайтесь, кто спрятал задание.
На доске иллюстрации с представителями профессий: повар, пожарный, учитель, электрик, врач, строитель. Дети по очереди пробуют догадаться, какую карточку необходимо открыть. Примерная инструкция для поиска: «Задание спрятал не повар, не учитель, не электрик, не строитель, не врач.» Ответ: пожарный. Ребёнок находит картинку-задание для артикуляционной гимнастики и все выполняют это упражнение.
Игра «Кто сказал?» :
Логопед: А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы с вами сыграем в игру «Кто сказал?». Послушайте, что сказал человек, и попробуйте определить, человек какой профессии мог сказать данную фразу. А разгадки мы посмотрим на мониторе.
- Присаживайтесь. Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер).
- Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель).
- Несите кирпичи и цемент! Сегодня нужно достроить эту стену. (Строитель).
- Что у Вас болит? Откройте рот, скажите: «а-а-а». (Врач)
- Тревога! Возгорание на участке №1! Разматывайте шланги, подавайте воду! (Пожарный).
Дети угадывают профессию, выбирая из представленных на экране.
Последним на экране появляется электрик.
Электрик : Здравствуйте, ребята! Я работал в Вашем детском саду и забыл свой чемоданчик, а в нём такой беспорядок. Помогите, пожалуйста, мне навести в нём порядок, и подготовить к работе, он мне очень нужен! Я заберу его днём.
Логопед: Ребята, а Вы догадались, кто сейчас к Вам обращался?
Ответы детей
Логопед: Это был электрик, поможем ему подготовить к работе его чемоданчик?
Ответы детей
Логопед показывает детям чемоданчик, открывает его.
Логопед: Посмотрите, ребята, тут всё перемешалось, давайте разложим всё по местам, чтобы электрику было удобно работать.
Основной этап:
Уточнение и активизация словаря по теме:
Логопед: Прежде всего, давайте посмотрим, что же нужно электрику для работы.
Педагог достаёт по одному предмету и дети называют его, если ребята затрудняются, то логопед рассказывает что это и зачем необходимо.
Словарь: отвёртка, изолента, провода, лампочка, кусачки, перчатки.
Упражнение «Сосчитай-ка» :
Логопед: Молодцы! Теперь давайте разложим всё по местам и сосчитаем количество предметов, только считать будем не просто так, а со словом - названием предмета, например: Одна лампочка, две лампочки, три лампочки, четыре лампочки, пять лампочек и т. д.
Дети по очереди считают предметы, согласуя существительные с числительными.
Физкультминутка «Много профессий на свете у нас!» :
Логопед: Молодцы, ребята, всё сосчитали! А теперь, давайте немного разомнё мся и вспомним физкультминутку о профессиях:
Много профессий на свете у нас! Руки на поясе – повороты
туловища вправо-влево.
О них поговорим сейчас: Развести руки в стороны.
Вот швея рубашки шьет, Движения воображаемой иглой.
Повар варит нам компот, «Мешаем» поварешкой.
Самолет ведет пилот - Руки – в стороны,
На посадку и на взлет. Опускают их вниз, поднимают
вверх.
Доктор ставит нам уколы Скрестить ук. пальцы над
головой.
И охранник есть у школы. Руки – согнуты в
локтях «силовой жест»
Есть учитель, есть кузнец, Загибают пальцы,
перечисляя профессии
Балерина и певец.
Чтоб профессию иметь, Разгибаем пальцы.
Надо много знать, уметь Повороты кистями
Хорошо дружок учись! Погрозить пальчиком.
И, конечно, не ленись! Отрицательное движение
указательным пальцем.
Игра «Цветные провода» :
Логопед: Посмотрите, ребята, все провода у электрика разложены по местам, а синие и зеленые перепутались, давайте попробуем распутать их, и тогда в чемоданчике будет полный порядок!
Логопед: Сначала, давайте вспомним, с какими звуками мы познакомились с Вами на этой неделе?
Ответы детей
Логопед: Мы говорили о звуках П и П’. Давайте скажем, что мы знаем об этих звуках.
Даё м характеристику звуков: согласные, звук П – твёрдый, обозначаем синим цветом, звук П’ – мягкий, обозначаем зелёным цветом.
Логопед: У меня приготовлены для Вас картинки - лампочки, каждому из Вас необходимо назвать что нарисовано на лампочках и определить, какой звук первый в слове П или П’. Если звук П, то достаём синий проводок и складываем его в отсек, а если звук П’, то зелёный проводок.
Дети по очереди подходят к логопеду и выполняют задание.
Итог занятия :
Логопед: Молодцы ребята, мы с Вами навели порядок в чемоданчике, теперь мастер смело может приступать к работе! Давайте попробуем вспомнить, кому мы сегодня помогали на занятии?
Ответы детей
Логопед: А что нам нужно было сделать для электрика?
Ответы детей
Логопед: А какие задания мы выполнили?
Ответы детей
Логопед: Молодцы! Вы славно поработали сегодня на занятии и сделали полезное дело! Наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями и я провожу Вас в группу.
Дети прощаются и покидают группу