Антонина Владимировна Кибирева
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей подготовительной группы
Тема: «Зима»
Цель: Закрепить знания о характерных признаках зимы, названиях зимних месяцев и зимних видах спорта.
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде, числе, падеже; упражнять в составлении предложений по опорным картинкам; развивать логическое мышление, внимание, память; активизировать словарь по теме; воспитывать умение слушать других, не перебивая; работать и играть в коллективе.
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Форма проведения: фронтальная
Продолжительность:30 минут
Участники: дети, педагог
Возраст обучающихся: 5- 6 лет
Материал: телевизор, флешка с записью, карточки для составления предложений, игра «Логические цепочки», макеты деревьев, схема для развития логического мышления, снежинки.
Методические приё мы: загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, рассказ воспитателя, рассматривание картинок и составление предложений детьми, игры «Логические цепочки», «Закончи предложение», «Снежок», упражнение на релаксацию, сюрпризный момент – появление сказочного персонажа - Снегурочки.
Структура занятия :
10 минут
Основной
Дидактические игры, прослушивание музыкальных произведений и т. д
15 минут
Заключительный
Рефлексия: вопросы воспитателя.
5 минут
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Дети: Это зима.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
Ребята, давайте сначала вспомним и назовём зимние месяцы. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Я угадала?
Дети: Да!
Воспитатель: А я люблю их рассказывать. Хотите, я помогу вам сегодня попасть в одну чудесную зимнюю сказку.
Дети: Хотим.
Воспитатель: Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос. (дети ложатся на пол, где постелено голубое покрывало)
Звучит музыка, дети слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами.
Воспитатель: Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама Волшебница Зима.
Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в свою сказку, обещая чудо, и мы, подчиняясь ее власти, спешим ей навстречу и замираем от радости!
Зима-кружевница весь лес нарядила!
Музыка стихает. Воспитатель предлагает детям открыть глаза и сесть.
Воспитатель: Вы сумели увидеть зимнюю сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: Какую зиму вы представили?
Дети. Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную.
Воспитатель: Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, блестит?
(Ответы детей)
Про что можно сказать:
Морозный… (день, вечер, узор.)
Снежная. (погода, зима, буря, королева, долина, горка)
Холодное… (утро, солнце, небо, мороженое.)
Ледяные. (горки, реки, озера, сосульки, фигуры.)
Воспитатель: какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, давайте погреемся. (Дети встают, проводится игра)
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
(Дети выполняют соответствующие движения)
Воспитатель: Согрелись? Тогда давайте поговорим об изменениях в природе зимой.
Ho вспоминать и рассказывать мы будем с помощью картинок-символов.
Например,
Солнце светит, но не греет.
Зимой небо может быть ясным и пасмурным.
Ветер зимой холодный, сильный, ледяной….
Деревья стоят голые, их ветки покрыты снегом.
День короткий, а ночь длинная.
Зимой идет пушистый снег.
Люди тепло одеваются.
А кто нам повторит все приметы.
Вы очень хорошо описали природные изменения зимой, составили хорошие предложения.
Воспитатель: Вы много знаете о зиме, поэтому я хочу вас пригласить в зимнюю сказку. А как мы туда попадем, вы узнаете, отгадав загадку.
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали.
Дети: Это снежинки.
Воспитатель: Мы с вами сейчас тоже превратимся в снежинки, сказав волшебные слова:
Вокруг себя повернись
И в снежинку превратись.
Полетели снежинки над полями, над лесами, над высокими домами….
Дети повторяют слова и изображают полет снежинок, передвигаясь по группе под соответствующую музыку.
Вот мы с вами очутились в зимней сказке, а вон там вдали я вижу волшебную полянку. Но чтобы до нее добраться, нужно проложить к ней тропинку.
Игра «Логические цепочки»
Игру начинает воспитатель. Она укрепляет на Мольберте картинку с изображением новогодней елки.
В: Я вам предлагаю проложить необычную тропинку, каждый шаг соединяется между собой с помощью логической связи. А показывать нашу тропинку и шаги мы будем на мольберте. Первой я ставлю на мольберт картинку с изображением новогодней елки, потому что Новый год - главный праздник зимы и на этот праздник мы все наряжаем елочку. Здесь, на столе, разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом c елкой, чтобы логично объяснить их соседство. Вот, например, я поставлю рядом c елкой картинку c изображением еловых шишек, потому что шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку. Каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить ее в цепочку и объяснить свой выбор.
Воспитатель: Вот мы и на полянке. Посмотрите, кругом деревья, укрытые снегом и лес, выглядит так сказочно, так красиво. (Садятся на пеньки)
Что зима сделала с лесом?
Дети: заколдовала, запорошила, заморозила….
Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
Какой стоит лес?
Дети: Лес стоит заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый, сонный….
Какой снег в лесу? (Ответы детей)
(Как выглядят деревья зимой? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Много красивых слов подобрали.
Ой, ребята, посмотрите, на дереве какой-то листочек висит. Давайте подойдём поближе. (Дети с воспитателем подходят к дереву, на котором висит листочек).
Воспитатель: Да ведь это загадка! Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, чего не хватает в пустой клетке?
Дети: Снегурочки.
Воспитатель: Правильно, Снегурочки! Вы хотите, чтобы она появилась?
Дети: Да! Хотим!
Воспитатель: Мы с вами в сказке, поэтому возможно все! Но сначала нужно сказать волшебные слова:
Один, два, три,
Снегурочка приди!
(Появляется Снегурочка, плачет)
Воспитатель: Ребята, а Снегурочка плачет. Давайте спросим у нее, что же случилось?
Снегурочка: Был сильный ветер и раздул весь снег с деревьев, деревья могут замерзнуть.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Снегурочке, ведь мы же в сказке и здесь возможно все. От какого слова получилось имя Снегурочки?
(Ответы детей)
Воспитатель: От слова «Снег». От этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы - добавлять слова, связанные со словом снег. Каждым «снежным» словом мы будем укрывать елочку.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки).
На поселки, на лужок
Выпал беленький… (снежок.)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее. (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка -. (снегурка).
На снегу-то, посмотри. -
С красной грудкой… (снегири).
Давайте вспомним, какими «снежными» словами мы укрывали ёлочку. Но чтобы ей было теплее, укроем еще и снежинками. (Дети повторяют слова и укрывают елочку снежинками.)
Снегурочка: Ребята, а вы любите зиму.
Дети: Да!
Снегурочка: За что вы её любите?
Дети: Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, зимой очень красиво….
Снегурочка: Я вам предлагаю поиграть в игру «Снежная кутерьма».
Будет играть весёлая музыка, как только музыка перестала играть вам нужно найти пару и примёрзнуть тем местом, которым я скажу.
Снегурочка: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, давайте еще подарим зиме пословицы и поговорки.
Зима не лето : в шубку одета.
Шубка зимой не шутка.
В зимний холод всякий молод.
Мороз не велик да, стоять не велит.
Много снега – много хлеба.
Береги нос в большой мороз.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Солнце летом греет, зимой морозит.
Зимой сквозь слезы улыбается.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться из зимней сказки в детский сад.
Вокруг себя повернись,
В детский садик возвратись.
- Понравилось путешествие?
- О каком времени года мы говорили?
- Что нового и интересного узнали?
Давайте на прощанье споем песню про зимушку.