Азямова Ирина Михайловна
Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хлеб всему голова».
Цель: Знакомство детей с богатством родного края и своей родины.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о том, что хлеб-это одно из самых главных богатств России.
2. Познакомить с трудом хлеборобов.
3. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и бережное отношение людей к хлебу.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Развивать речь по средствам составления рассказов по картинкам - «Как хлеб пришел к нам на стол».
Материалы и оборудование: Иллюстрация хлебобулочных изделий, сушки, баранки, каравай, рушник, картина «Хлеб всему голова», колоски пшеницы и ржи, картинки с изображением различных полевых работ. Материалы из фонотеки песни об Оренбургском крае. Подставки для книг.
Словарная работа: Земледельцы, хлеборобы, жатва-уборка урожая, каравай, рушник.
Предварительная работа: Чтение произведений о хлебе М. Блинская «Прости меня, хлеб». Ю. Крутогоров «Дождь из семян». Заучивание пословиц и поговорок о хлебе:
-Хлеб всему голова.
-Без хлеба - нет обеда.
-Ни шуба греет, а хлеб.
-Хлеб - батюшка, вода-матушка.
-Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай.
1часть. Воспитатель: Ребята, я приглашаю Вас на выставку хлебобулочной продукции. (На столе разложены хлебобулочные изделия: сушки, пряники, баранки и т. п. На доске прикреплены картинки с изображением х/б изделий).
-В. - Какие х/б изделия вы знаете? (Ответы детей).
Мотивация: А вы знаете, как хлеб к нам на стол пришел?
А вот как об этом написал Я. Аким.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют.
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят.
С детства знай, как хлеб растят.
-В. -Хотите узнать, как хлеб к нам на стол пришел? Тогда готовьтесь увидеть много нового и интересного.
2. Часть. Показ колосьев пшеницы и ржи.
-В. - Хлеб получают из злаковых растений-рожь, пшеница.
-Кто может показать, где какие колоски.
Колосок ржи тонкий, длинный и зерна у ржи длинные, а усики не очень длинные. Колок пшеницы короче, толще и зернышки круглее, а усики у него длинные.
Игра: «Назови какой, какая, какое?»
-Хлеб из ржи-ржаной.
-Хлеб из пшеницы-пшеничный.
-Каша из пшена-пшенная.
-Каша из овса-овсяная.
-Каша из ячменя-ячневая.
-Каша из кукурузы-кукурузная.
-Каша из гречихи-гречневая.
-Поле с пшеницей-пшеничное.
-Поле с рожью- ржаное.
-Поле с овсом-овсяное.
-Поле с ячменем-ячменное.
-Поле с гречихой-гречишное.
3. Часть. –В. - Чтобы вырастить хлеб, нужно много потрудиться.
Труд земледельца-труд тяжелый.
Просмотр видеофильма «Как хлеб на стол пришел».
После просмотра воспитатель предлагает детям составить рассказ по картинкам «Как хлеб к нам на стол пришел».
В. -Вы видите картинки, на них изображен путь, который хлеб проходит, прежде чем попасть к нам на стол. Попробуйте, расставит эти картинки в правильной последовательности. Объяснить и составить не большой рассказ по каждой из них.
Картинки по номерам:
1. Пашня.
2. Посев.
3. Жатва.
4. Мелдьница, мукомольный завод.
5. Хлебзавод.
6. Магазин, где продают х/б изделий.
В. -Просит подвести итог.
Детям предлагается составить полностью рассказ по всем картинкам «Как хлеб пришел к нам на стол».
Примерный рассказ:
Сначала готовят почву для посева, потом сеют зерно. Люди ждут, когда оно прорастет. Все лето с тревогой следят за погодой, от которой зависит будущий урожай. Когда зерно созрело, начинается тяжелая работа – жатва. Колосья обмолачиваются в комбайне, отправляются в бункер комбайна. Оттуда по рукаву ссыпаются в грузовик, который везет зерно на мельницу. Где мелят муку. Муку отвозят на хлебозаводы, где замешивают тесто и выпекают хлеб пекари. А оттуда хлеб развозят в магазины.
В. - Вот какой длинный путь хлеба к столу.
Физ. минутка: «С добрым утром».
4Часть.
В. - Мы с Вами узнали, как трудно вырастить урожай, собрать его, чтобы было много хлеба. Поэтому та ценится хлеб на Руси. Хлеб всегда был главным богатством России.
С хлебом связаны различные приметы и обычаи. У русского народа много пословиц про хлеб.
В. - Назовите их? (Варианты детей)
В. - Как вы понимаете пословицу «Хлеб всему голова». (Ответы детей).
В. - На Руси считалось, что первый кусок хлеба, отрезанный от каравая, содержит в себе силы и здоровье.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим, потому что он тогда заберет его силу.
Люди считали, что хлеб оберегает от всяких бед и несчастий. Поэтому в колыбель к ребенку клали его.
Хлеб с солью обязательно брали в дорогу: считается, что они охраняют человека в пути.
К хлебу всегда относились с уважением, после еды собирали все крошки и съедали их. Если хлеб роняли нечаянно, то подняв кусок с пола, целовали и просили прощения.
Нельзя выбрасывать хлеб, сорить хлебом, оставлять недоеденным, считалось, что тогда случится неурожай.
А сейчас прослушайте рассказ, который называется «Хлеб», М. Глинская.
Чтение рассказа. Обсуждение.
-Как поступил Гриша с куском хлеба?
-Что ему сказал дядя Матвей? (Я звезду героя за то, чтоб хлеб вырасти, получил. А ты хлеб в грязи топчешь. В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа).
-Куда подевал хлеб Гриша после замечания?
Итог: Теперь вы знаете, какую трудную дорогу, проходит хлеб на наш стол. Я думаю, что вы, будете с уважением относиться к хлебу. Ведь хлеб, это главное богатство наше страны и его нужно беречь.
Напоследок хочу познакомить Вас с еще одной традицией. Дорогих гостей и раньше и сейчас, встречают хлебом с солью. Каравай обязательно нужно положить на чистое расшитое полотенце. В центре каравая поставить солонку с солью, преподносят хлеб - солью обязательно с поклоном. Тот, кого встречают хлебом-солью, должен отломит небольшой кусочек, обмакнуть его в соль и съесть. Даже русские цари в начале пира одаривали гостей хлебом-солью.
В. - Давайте и мы поприветствуем наших гостей хлебом с солью.
Звучит музыка. Ребенок в р. н костюме преподносит хлеб-соль гостям.
В. - Ребята, а сейчас и вы угощайтесь, берите сушки, печенье и поблагодарите тех кто их сделал.