Олеся Афанасьева
Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы
средствами фольклора «Путешествие в русскую избу»
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные. Познакомить с фольклорными произведениями ( устным народным творчеством: потешки, прибаутки); вызвать радость общения с образным языком произведенияю. Развивающие. Развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Развивать речь, внимание, мелкую моторику рук;
Воспитательные. Воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте. Окружить детей теплотой добрых чувств.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко», разучивание пальчиковой гимнастики «Замок», проведение хороводных игр с детьми «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший». Повторение А. Барто «Мишка», «Мячик», «Зайка», потешки «Петушок», «По кочкам, по кочкам…» Е. Благинина «С добрым утром», Н. Красильникова «Доброе утро».
Приё мы и методы:
• Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, обобщение. • Наглядные: элементы русской избы, утварь и предметы обихода, печь, самовар, сундук, тряпочные игрушки, половик. • Игровые: сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, подвижная игра «Мыши водят хоровод».
Образовательные технологии.
1. Здоровьесберегающая технология
2. Личностно- ориентированная технология
3. Игровая технология
4. Технология развивающего обучения
Оборудование и материалы для занятия в детском саду
• шапочка кота и маски мышей для детей.
• мягкие игрушки петушка и котика,
• расписной сундук,
• клубок ниток,
• печка,
• группа оформлена в стиле русской избы.
Ход занятия :
1. Организационный момент. Воспитатель:
Первая часть (вступительная).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте пожелаем им доброго утра и подарим им наши улыбки. Дети: Дружно встанем мы в кружок
Ты дружок и я дружок. Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да
А на чём можно ездить?
Дети: на машине, на самолёте, на поезде и т. д.
Воспитатель:
Дети, я приглашаю вас в гости в русскую избу.
А поедем мы с вами на лошадке.
Я поеду первая, а вы за мной.
Поехали!
(проговариваем вместе с детьми)
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
Цок - цок-цок. Приехали (Артикуляционная гимнастика)
Воспитатель:
Вот мы с вами приехали в гости, в русскую избу. В старину, ребята, дом назывался по-другому – ИЗБА
Проходите, рассаживайтесь на лавочки. Посмотрите как хорошо в избе, уютно, тепло.
Воспитатель:Что есть в избе?
Дети:
Печка русская, лавочка, сундук…
Воспитатель: Стол, а на столе стоит самовар С его появлением родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости. Решали семейные дела. На полу лежат не ковры, а ПОЛОВИЧКИ русские, они и избу украшают и тепло в избе сохраняют. Посуда была глиняная и деревянная. Длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью Добра всякого видимо невидимо. Воспитатель:Вам нравится?
Дети:Да!
2. Основная часть
Воспитатель:
Посмотрите ребята это- сундук расписной, но мне не открыть его одной. Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне?
Дети: да
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок. (Пальцы рук сцеплены в замочек)
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, постучали, потянули
И открыли!
Воспитатель:
Какие вы молодцы, дружно открыли замок. Что же там я погляжу, да ребяткам покажу (достаю клубок ниток)
Ребята отгадайте загадку.
Что за зверь со мной играет?
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки.
Дети: котик.
Воспитатель: Да, это котик, вот он лежит на лавочке. И его любимая игрушка клубочек ниток.
Какая шубка у кота?
Дети: мягкая, пушистая…Котик любит слушать потешки, да песенки про себя.
Вот послушайте.
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся
Коту в лапки не даются
-Ребята, вам понравилась эта потешка?
Дети:Да!
И котику очень понравилась про него потешка, он вам спасибо промурлыкал.
Дети:Мур - мур- мур. Воспитатель: а сейчас котик хочет с вами поиграть в игру «Кот и клубок». (наш котик будет догонять свой клубок). Встанем дружно все в кружок и будем передавать друг другу клубок и котика)
Воспитатель: молодцы никого котик не поймал. Давайте отпустим котика отдыхать на лавочку.
- В сундучок я загляну,
Что же там я погляжу.
Да ребятам покажу.
(достаю игрушку петушка)
Какой красивый у нас петушок. Давайте назовём части тела петушка?
Дети: голова, гребешок, бородушка, хвост, крылья, ноги.
Воспитатель: Давайте нашего петушка похвалим, расскажем про него потешку.
Петя, Петя –петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Что ты громко поёшь?
Детям спать не даёшь. (2-3 человека)
Петушок, петушок,
Расчеши мне гребешок
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Петушку очень понравилась ваша потешка и он прокричал ку-ка-ре-ку. А давайте мы поиграем с петушком. Ребё нку надевают шапочку петушка:
Трух-трух-трух
Ходит по двору петух
Сам со шпорами
Хвост узорами
Под окном стоит
На весь двор кричит
Кто услышит
Тот бежит
Ку-ка-ре-ку!
Петушок: Ребята, я так проголодался, у вас на столе я вижу зёрнышки. Я сейчас их все склюю.
Воспитатель: Подожди, подожди Петя, мы недавно с ребятами читали сказку «Петушок и бобовое зёрнышко» так там петушок подавился. Ребята, а каким зёрнышком подавился?
Дети: бобовыми… Воспитатель: А почему он подавился бобовым зёрнышком?
Дети: оно очень крупное. Воспитатель: Ребята давайте поможем нашему петушку?
Дети: да.
Воспитатель: в большой чашке лежит фасоль и горох, нам надо разложить по тарелочка горох отдельно, фасоль отдельно.
Воспитатель: что мы будем складывать в эту тарелочку?
Дети: горох
Воспитатель: горох какой?
Дети: маленький, круглый
Воспитатель: а в эту тарелочку что положим?
Дети: фасоль
Воспитатель: фасоль какая?
Дети: большая (спросить 2-3 человек)
Воспитатель: ребята подскажите, какие зёрнышки клевать Пете? Почему?
Петушок: спасибо ребята, я буду клевать гороховые зёрна.
Воспитатель:
Давайте в сундучок я загляну.
Что же там я погляжу (читаю сама)
Качи- качи, качи.
глянь баранки калачи.
С пылу, с жару из печи.
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи.
Подхватили калачи
Нам остались
БА-РА-НОЧ-КИ.
Угощаю детей баранками.
Подведение итогов:
Где вы были в гостях (В русской избе)
Вам понравилась русская изба (Да)
Где прячутся секреты (В сундуке)
Про каких животных мы рассказывали потешки? (про петушка, котика)
Ребята вам понравился петушок (Да)
Что мы сегодня с петушком делали (перебирали гороховые и бобовые зернышки)
Воспитатель: петушок мне сказал, что хочет с вами остаться, что вы сегодня его выручили, что так поступают только настоящие друзья.
Воспитатель:
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. А на чем мы будем возвращаться?
Дети: На лошадке.
Все вместе читаем потешку:
Еду, еду на лошадке.
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,По кочкам, по кочкам. ЦОК-ЦОК-ЦОК. Приехали. А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и еще раз подарим им нашу улыбку
На занятии обучение строила как увлекательную игровую деятельность. Очутившись в русской избе, дети нашли волшебный сундучок в котором были животные с заданиями. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пренасыщаемость, каким-то одним видом дельности. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, заинтересованы, внимательны и организованы.
На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
На занятии использовались следующие методы:
Словесные- Были использованы неоднократно:
1. При создании игровой мотивации
2. Диалог с петушком
Практические методы.
Раскладывали бобы и горох по тарелочкам
Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Длительность занятия 15 мин, что соответствует нормам Сан Пина
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. На протяжении всей НОД я старалась поддерживать детский познавательный интерес эмоциональной и интонационно выразительной речью. Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. Я считаю, что поставленная мною цель достигнута, задачи реализованы полностью.