Татьяна Кубло
Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе компенсирующей направленности с использованием Су-Джок терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с использованием Су-Джок терапии
Цель: коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе компенсирующей направленности с использованием Су-Джок терапии» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- развивать артикуляционную и мелкую моторику, развивать фонематический слух, речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность.
- уточнить и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношения звука (ш) изолированно, в словах, предложениях. - закрепить умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
- упражнять в словообразовании слов с уменьшительно-ласкательном значении.
- упражнять в умении логично и связно строить предложения, грамматически правильно дополняя их.
- воздействовать на биологические активные точки по системе Су – Джок.
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, умение работать в парах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация с жителями сказочной страны звуков; картинки со звуком (ш, картинки для проговаривания чистоговорки со звуком «ш», мячики Су-Джок, игрушки со звуком (ш).
Ход занятия
1 часть. Вводная. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. В страну звуков. Вы хотите побывать в этой сказочной стране?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда в путь
2 часть. Основная
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы оказались в стране звуков. В этой сказочной стране живут веселые человечки с озорными язычками. Они забавные, веселые. Любят играть друг с другом, повторять различные звуки.
Воспитатель: Ребята, а что-то наши человечки какие - то грустные. Что же случилось?
Воспитатель: Оказывается, язычки разбаловались так, что теперь не понятно, что говорят сказочные человечки, не могут понять друг друга.
Что же делать ребята?
Дети: нужно научить их правильно произносить звуки.
Воспитатель: Давайте научим человечков правильно произносить звуки.
Но сначала, давайте их разбудим.
Пальчиковая гимнастика с мячиками Су-Джок
Начинаем мы рассказ (Вращать кистями рук с мячом)
Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки)
Старшие братишки – (Сжать кулачки с мячиками)
Умные мальчишки (Отставить большие пальцы и вращать ими).
Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние пальцы).
Только бы подраться. (Постучать подушечками средних пальцев друг об друга)
Ну, а вы, малыши, (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их)
Обнимитесь от души (попеременно, то один палец сверху, то другой).
Вот язычки и готовы правильно произносить звук (ш)
Воспитатель: Мой Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает. Давайте вместе покажем, как язычок выглядывает из домика.
Дети: повторяют за воспитателем
Воспитатель: Давайте посмотрим, как Сашин язычок выглядывает, а теперь Машин, Лерин и т. д.
Воспитатель: Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так. Давайте вместе со мной.
(дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показывает). Покажите.
Дети показывают.
Воспитатель: Маша, покажи, как язычок держал хвостик. Саша…Илья….
Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вот так (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я скажу: «Хвостик греется на солнышке», а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу: «Собака!», а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»
(дети выполняют задания)
Воспитатель: А теперь давайте попробуем поднять кончик языка кверху, округлив и вытянув губы, произнести: «Ш-ш-ш» (2–3 раза). При этом выдох не должен быть длительным – 2–3 секунды. Посмотрите как я делаю.
Воспитатель: А теперь подставьте ладошку ко рту вот так, и попробуйте еще раз произнести звук ш, чувствуете, на ладони ощущается струя воздуха? Она теплая или холодная? Только не прижимайте ладонь ко рту.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поэкспериментировать. Посмотрите, у меня есть маленький кусочек ватки, смотрите, что с ним происходит, если ватку положить на ладошку и произнести звук ш. Ватка подпрыгивает, а иногда и слетает с ладони.
Воспитатель: У вас у всех лежат кусочки ваты. Попробуйте теперь вы положите ватку на ладошку, произнесите звук «ш».
Молодцы ребята.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем.
Вы будите изображать листочки. Листочки шуршат. Подул ветер, листочки зашуршали: «Ш-ш-ш».
Как зашуршали листочки? Маша, как зашуршали листочки? Сережа? Алена?
А теперь листочки зашуршали сильнее. Еще сильнее. А теперь совсем сильно.
Воспитатель: Ветер стал стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо.
Воспитатель: молодцы ребята.
Воспитатель: А теперь вы будете Гуси.
Гуси шипят. Теперь шипят сильнее, потом совсем сильно. А теперь шипят тихо, совсем тихо».
Физкультминутка:
«Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче – выдох,
Глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течё т ручей:
Перепрыгнем поскорей».
Воспитатель: Слов, которые начинаются со звука ш, очень много. А какие слова, которые начинаются на звук ш, знаете вы?
Дети называют слова со звуком «ш»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, человечки сказочной страны принесли нам картинки, здесь спрятаны слова, давайте назовем их. Воспитатель показывает картинки, дети называют слова: шалаш, шампунь, шапка, шашки, шахматы, шашлык, выделяя звук ш в начале, середине и конце слова.
Воспитатель: Давайте проверим, услышите ли вы звук ш, когда я буду произносить слова. Вставайте. Когда услышите слово, начинающееся со звука ш, хлопните в ладоши: шуба… теплая… шелк… красивый… шахтер… шинель… шиповник… розовый… шторы.
Воспитатель: Ребята, жители веселой страны, предлагают нам повторить, небольшие стишки:
(использование мячиков Су-Джок)
Ша-ша-ша, у меня лапша (дети сжимают и разжимают мячики в руках)
Шо-шо-шо, летом хорошо (дети катают мячики между ладонями)
Шу-шу-шу, я флажком машу (сжимают мячики и машут сжатыми кулачками)
Шу-шу-шу, Мише я пишу (дети катают мячики между ладонями)
Ши-ши-ши, Миша и Маша – малыши (перекладывают мячик с одной ладони на другую)
Воспитатель: Молодцы, ребята, порадовали жителей сказочной страны
Что я слышу. Жители сказочной страны принесли нам лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек и орешек?
Согласование числительных с существительными.
Упражнение «Посчитай-ка».
(считаем, прокатывая мячик Су – Джок друг другу. Работа в парах.)
- Одна шишка, две шишки …
- Один орешек, два орешка …
- Чего больше в лукошке? Чего меньше в лукошке?
Воспитатель: Ребята, а у жителей сказочной страны много друзей, они живут в лесу. Сейчас вам нужно изображая пальчиками «идущего человечка», выбрать игрушку со словами.
Дети работают в парах идут на встречу друг к другу:
- Я шла (шел, шла (шел, шла (шел) и … (мышонка, лягушку, лошадку, кошку, мишку) нашла (ел).
Воспитатель: Вот сколько друзей у жителей сказочной страны. Ребята, сказочные человечки предлагают нам поиграть. А игра называется «Измени словечко». Правила игры следующие: Кому брошен мяч, должен поменять слово так, чтобы в нем появился звук ш. (солнце-солнышко, пух-пушок, изба – избушка, рубаха-рубашка, хлеб- хлебушек и т. д.)
Воспитатель: Молодцы ребята.
3 часть. Заключение. Рефлексия. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, жители сказочной страны звуков стали веселыми. Радуются, играют. Благодарят нас (на экране веселые человечки жители страны, благодарят ребят, что научили язычки правильно произносить звук «ш»)
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по стране звуков? А что запомнилось больше всего? Какой звук мы учились находить в словах? Какие игры вам понравились?
Дети отвечают, что им запомнилось, что понравилось
Воспитатель: Молодцы ребята.