Елена
Конспект занятия по развитию речи 4–5 лет «В деревню к бабушке и дедушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста (4 - 5 лет)
Цели: создать условия для формирования у детей представления о домашних животных и их детенышах.
Задачи:
Речевые: Расширить словарь за счет имён существительных, обозначающих части тела животных (рога, копыта, вымя, грива); имён прилагательных (пёстрый, острый, шершавый, пушистый, гладкий, бархатный и др.); глаголов (лает, мычит, ржет, хрюкает, блеет, скачет, грызёт, жуёт, лакает и др.); активизировать употребление антонимов (длинный — короткий, учить отвечать на вопросы полными ответами.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи 4–5 лет „В деревню к бабушке и дедушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Развивающие :Развивать физиологическое дыхание, чувство темпа; слуховое внимание, фонематический слух, тактильную чувствительность, пальчиковую и общую моторику. Развивать счётные навыки; логическое мышление, учим отгадывать загадки.
Образовательные: расширять представления детей домашних животных и их детенышах.
Воспитательные: воспитывать любовь к домашним животным.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Чтение художественной литературы, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие. Игровая деятельность.
Оборудование: песни В. Я. Шаинского «Голубой вагон», «Едем-едем»; предметные картинки «Домашние животные»; игрушки «Домашние животные и их детёныши».
Рассказать детям о домашних животных — кошке, собаке, корове, лошади, овце, козе, свинье. Объяснить, что домашними их назвали за то, что они живут рядом с человеком или в его доме. Сказать детям, что домашние животные когда-то давно были дикими и жили в лесу. Но человек их приручил, стал ухаживать за ними: кормить, поить, строить для них жилища. А домашние животные начали приносить человеку пользу: кошка ловит мышей, собака охраняет дом, лошадь возит грузы, корова и коза дают людям молоко, у овцы люди стригут шерсть и делают из нее одежду.
Показать детям домашних животных на иллюстрациях и макетах.
Уточнить, как называются части тела разных животных. Попросить детей показать и назвать знакомые им части тела: голову, шею, туловище, хвост и лапы (у кошки и собаки) и ноги (у коровы, лошади, овцы, свиньи, козы). Воспитателю назвать и показать копыта и вымя у коровы и козы, гриву у лошади, пятачок у свиньи. Затем попросить малышей показать у козы—рога, бороду, копыта, вымя; у свиньи — пятачок, хвост, копыта; у лошади копыта, гриву и хвост; у овцы — копыта. Затем попросить детей послушать внимательно и ответить на вопросы.
Сколько лап у кошки? (Четыре.)
Сколько ушей у собаки? (Два.)
Сколько рогов у коровы? (Два.)
Сколько копыт у лошади? (Четыре.)
Сколько хвостов у свиньи? (Один.)
Сколько крыльев у лошади? (Вопрос-шутка—ни одного.)
У кого из домашних животных есть рога? (У коровы, козы.)
У кого из домашних животных есть копыта? (У лошади, коровы, козы, свиньи и овцы.)
У кого из домашних животных длинный хвост? (У кошки, коровы и лошади.)
А у кого короткий хвост? (У свиньи, козы и овцы»)
Рассказать детям, чем питаются домашние животные: корова, лошадь, коза и овца едят траву и сено; кошка и собака едят мясо, суп, кашу и еще любят полакать молоко; свинья ест любую пищу — овощи, фрукты, траву, желуди, корни растений, зерно не откажется и от мясной пищи.
Предложить детям поиграть в настольно-печатную игру "Кто что ест, кто как кричит", когда дети закроют все игровые поля карточками с едой, попросить их рассказать, чем питается каждое из домашних животных, произнося фразу по образцу: «Корова питается сеном. Собака питается мясом».
Загадать детям загадки о домашних животных, выдавая малышам по мере отгадывания картинки или фигурки соответствующих домашних животных.
Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Овца, баран.)
Пятачком в земле копалась,
В грязной луже искупалась.
(Свинья.)
Груз везет,
Сено жует,
Хвостом помахивает,
Гривой потряхивает.
(Лошадь.)
Возле дома дом стоит.
Кто же там всю ночь не спит?
На чужих лает,
К дому не пускает.
(Собака.)
У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоёт.
(Кошка.)
Бегут по дорожке
Борода да рожки.
(Коза.)
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(Корова.)
Уточнить у детей, как зовут детенышей домашних животных, и покажите им картинки с изображением детёнышей.
Сказать: «У собаки — щенок, у коровы —телёнок, у лошади — жеребёнок, у овцы — ягнёнок, а у свиньи — поросёнок, у козы - козлёнок». Попросите детей самих назвать, кто у кошки —. (котёнок, у козы —. (козлёнок). Для закрепления можно предложить поиграть в игру-лото "Кто чей малыш". Дети также играют в деревянный конструктор «Ферма».
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: «Встаньте на лужок и сделайте кружок».
Встать вместе с детьми в круг.
Воспитатель: «Ребята, нам пришло письмо из деревни. Дедушка и бабушка приглашают нас к себе в гости. Сегодня мы с вами поедем в деревню «Буренкино» в гости к дедушке и бабушке».
Показать фигуры Бабушки и Дедушки и прикрепить к их ковролину, попросить детей отгадать загадку и узнать, на чем они сейчас отправятся в путь.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек —
Лишь оставили дымок.
(Поезд.)
Воспитатель: «До деревни путь неблизкий, надо вагончикам покрепче друг за друга зацепиться.
«Поезд» - подвижная игра с музыкальным сопровождением
Цели: развивать физиологическое дыхание, чувство темпа.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям положить руки на плечи впереди стоящего ребенка. Воспитатель: «В тот момент, когда зазвучит музыка, надо двинуться в путь (идти по кругу друг за другом). Если музыка начнет ускоряться, то двигаться надо быстрее, а если музыка будет замедляться, то и «поезду» следует «ехать» медленнее. Когда же музыка умолкнет, поезд остановится». Под музыку В. Я. Шаинского к песне «Голубой вагон» дети начинают движение, меняя его темп вслед за музыкой.
Воспитатель: «Вот мы и приехали в деревню». Воспитатель подводит малышей к сенсорному панно «Деревня», а помните ли вы название деревни, в которую приехали?»
Ответы детей: «Бурёнкино»
Воспитатель: «Правильно! Молодцы! Какое ласковое слово - «Буренкино». Наверное, в этой деревне всех зовут ласковыми именами. Посмотрите, а нас уже кто-то встречает - вот коровка (показать на корову, погладьте её. Какие у неё бока?»
Ответы детей: «Гладкие, мягкие».
Воспитатель: «А вот и (указать на лошадь) - лошадка». Воспитатель предлагает детям погладить лошадку и спросить о том, какой на ощупь им показалась лошадка.
Ответы детей: «Тоже гладкая, мягкая».
Воспитатель продолжает показывать эллюстрации домашних животных и спрашивать: «А это кто?» Необходимо напоминать детям, что называть животных нужно ласково (кошечка, собачка, козочка, овечка и свинка). Каждый раз предлагать малышам погладить изображение животного. Обратить внимание детей на то, что кошечка и козочка пушистые, а у овечки шерсть густая и мягкая, у собачки шёрстка мягкая густая, а у свинки спинка шершавая.
Воспитатель: «Кто там нас встречает?» (Показывает на Дедушку и Бабушку.) «Рада нам бабушка рад нам дедушка, посмотрите, как они нас встречают - молочком да пирожками угощают. Садитесь, пожалуйста, за стол». Указать детям на стульчики, стоящие около стола.
Игра «Ладушки, ладушки!»
Цели: учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими, развивать артикуляционную моторику (языка, нижней челюсти).
Ход игры:
Воспитатель поёт потешку и одновременно выполняет соответствующие движения руками, дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель: «У всех домашних животных есть детеныши. Ждут малыши домой своих мам. Выбегают им навстречу малыши, а мамы не могут узнать своих детенышей, давайте поможем мамам, узнаем детёнышей домашних животных по голосам».
Дети отгадывают загадки-подсказки.
- Иго-го, - заржал ребёнок.
Значит, это. (жеребёнок).
- Му-у, - мычит в хлеву ребёнок.
Это маленький. (телёнок).
Чей-то маленький сынок
Вдруг залаял:
- Я. (щенок). Гав, гав!
- Хрю, — захрюкали ребята.
Значит, это. (поросята).
- Ме-е, - заблеял вдруг ребёнок.
Это маленький. (козлёнок).
- Мяу, -замяукали ребятки -
Узнаете? Мы -. (котятки).
- Бе - е, - заблеял вдруг ребёнок.
Это маленький. (ягнёнок).
По мере того как дети будут называть детенышей, воспитатель показывает им соответствующие игрушки детёнышей. Получив ответ на загадку - подсказку воспитатель отдаёт игрушку телёнка тому из детей, у кого на руках игрушка корова. Аналогично воспитатель раздаёт детям все игрушки детёнышей домашних животных.
Воспитатель: «Пришла пора отправляться в обратный путь. А повезет нас лошадка, давайте встанем друг за другом и будем скакать на лошадках: нужно идти, высоко поднимая ноги, руки на поясе, при этом громко щёлкать языком».
Сегодня мы много нового узнали о домашних животных и их детёнышах. Поиграли, отгадывали загадки. Это наше не последнее путешествие, нам предстоит ещё многое узнать. Все молодцы.