Мотовицкая Ирина
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»»
МБДОУ №144 «Солнышко»
г. Брянск
«Путешествие в сказку»
Подготовила:
воспитатель Мотовицкая И. А.
2021 г.
Цели:
создавать условия для формирования речевого общения со взрослыми и сверстниками посредством сказок.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в сказку „Гуси-лебеди““» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- совершенствовать умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, ключевым словам;
- активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев;
- формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев;
- развивать логическое мышление, внимание, память, любознательность, творческое воображение, фантазию;
- стимулировать эмоциональное содержательное общение детей со взрослыми: поддерживать диалог, отвечать на вопросы;
- формировать умение работать в парах;
- воспитывать чувство отзывчивости;
- научить любить сказку и проявлять интерес к чтению. Вызывать положительные эмоции;
- воспитывать интерес к театрализованной деятельности; работу в коллективе.
- развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;
Предварительная работа:
Чтение разных сказок. Работа с загадками про сказочных героев. Работа с иллюстрациями из сказок.
Материалы:
Домик, речка, радуга, яблоки, печка, разные предметы из сказок, костюмы для детей, компьютер, кукла, разрезные картинки.
Ход занятия
Дети заходят в зал.
Воспитатель: - Я очень рада вас видеть, Здравствуйте!
Обращает внимание детей на гостей.
Дети произносят приветствие;
Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «добрый день»
Дети поворачиваются к воспитателю.
Воспитатель:
-Сегодня мы отправимся в страну книги, но не простую, а сказочную.
-Хотите? (Да)
-Тогда предлагаю позвать к себе сказку.
Речедвигательная игра-приветствие «Здравствуй, сказка!» дети берутся за руки и под музыку идут по кругу проговаривая слова.
Сказка в гости приходи,
Волшебство нам приноси,
Смех, загадки, чудеса.
Сказку в гости ждем всегда.
Здравствуй. сказочка, не новая,
Всем давным-давно знакомая!
К нам почаще заходи,
С собой радость приноси.
Воспитатель: -Вот мы пришли в сказку. Ребята, что это за сказка? Правильно, «Гуси-лебеди».
А так как страна Сказок и страна книги это близкие подруги, то предлагаю вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди» превратить в речевую.
Жили были муж да жена. И было у них двое детей – старшая дочь (Дети) Машенька и младший сыночек (Ванюшка).
Воспитатель: - Правильно. Молодцы. Кто помнит, что произошло с девочкой Машей из этой сказки (ответы детей).
Воспитатель:- Стала Машенька плакать, да слезами горю не поможешь.
Объясните значение фразы:
«Слезами горю не поможешь»
Дети: - Сама виновата, сама и исправить должна.
Воспитатель: - А вот и Маша. Какое настроение у Маши?
Ответы детей: - печальная, расстроенная, грустная.
Воспитатель: - Машенька, что случилось?
Маша: - Как мне теперь братца выручить?
Воспитатель: - Машенька, не переживай. Посмотри сколько у тебя друзей. Постоим рядком, подумаем ладком, что-нибудь да придумаем. Ребята как нам помочь Маше?
Дети:- давайте найдем Ванечку.
Воспитатель: - Тогда не теряя ни минуты, пойдем искать Ванечку.
(Дети идут по кругу, появляется яблоня)
Воспитатель: - Смотрите, яблоня на пути! Что ты, Маша, хочешь спросить у неё?
Маша:- Яблонька, яблонька, скажи куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька:- Выполните мое задание – скажу.
Воспитатель:- Выполним?
Яблонька: - Тогда слушайте 1 задание:
Вы на яблоню посмотрите,
зеленые яблоки соберите, загадки там найдите.
Воспитатель: Ребята, отгадаем?
Дети:- Да.
Воспитатель: - Правильно ли мы выполнили твое задание, яблонька?
Яблонька: - Правильно, молодцы. Вот мое второе задание :-
Вы на яблоню посмотрите
красные все яблоки найдите,
там задание вас ждет.
Воспитатель: Видите столы стоят, на них тарелочки лежат, в тарелках сказки, а чтобы сказку отгадать картинку нужно вам собрать (работа в парах).
Воспитатель: - Справились мы с твоим заданием, яблонька?
Яблонька: - Правильно, молодцы. Вперед полетели Гуси-лебеди.
Воспитатель и дети : - Спасибо яблоня.
Воспитатель: - Что ж пойдем дальше братца Машеньки искать.
Дети берутся за руки и идут по кругу. Появляется печка.
Воспитатель: - Ребята, смотрите и печка у нас на пути!
Маша: - Печка, Печка, скажи куда гуси-лебеди полетели?
Печка:- Выполните сначала мое задание, тогда скажу.
Воспитатель: - Ребята выполним задания печки?
Дети :- Да.
Хорошо, но вначале мы поиграем.
Дыхательная гимнастика:
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Ребенок стоит или сидит. Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как буд- то хочет сдуть с одуванчика пух.
Тогда слушайте 1 задание: задание лежит в печке.
Воспитатель: (Достает, тарелку, а там листик лежит, на листике задание). Вот и первое задание, слушайте внимательно.
- С помощью, каких слов можно было сварить вкусную кашку в горшочке?
(«Раз, два, три горшочек вари!»)
- Какие слова велела Емеле произносить щука?
(«По щучьему велению, по моему хотению»)
- Какие слова надо было сказать дудочке, чтобы найти землянику?
(«Дудочка, играй!»)
- Какие слова нужно было произносить в сказке «Цветик — семицветик»?
(«Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели!»)
- О чем предупредила добрая Фея Золушку перед отправлением на бал?
(«Только помни, в полночь карета вновь станет тыквой, лошади мышами, а твое красивое платье превратится в лохмотья»).
Воспитатель: - Выполнили мы твоё задание, печка?
Печка: - Правильно, молодцы.
Ребят вы устали, а я вам предлагаю вам поиграть.
гимнастика для глаз.
Печка. Вот мое второе задание. «Посмотрите на экран и найдите ошибку».
Воспитатель: - а, чтобы мы выполнили правильно задание и нашли ошибку, предлагаю сделать зарядку для глаз
Гимнастика для глаз:
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два,
Раз, два, три, четыре,
Открываем глазки шире,
А теперь опять сомкнули.
Наши глазки отдохнули.
Слайды.
Какую ошибку допустил художник? Ребята давайте посмотрим на картинки и назовем какие ошибки допустил художник?
Воспитатель: - Выполнили мы твоё задание, печка?
Печка: - Правильно, молодцы. Вот мое третье задание:
-Насуйте вы меня, но не просто нарисуйте, а пунктиры соедините, и мое изображение получите (дети соединяют пунктиры простым карандашом)
Воспитатель: - Но прежде, чем приступить к заданию, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
-Мальчик с пальчик, где ты был?
(4 раза сгибать большой палец левой руки)
- Долго по лесу бродил!
(4 раза сгибать большой палец правой руки)
Встретил я медведя, волка
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(4 пальца последовательно сгибаются, кланяются)
Дети рисуют.
Воспитатель: -Печка посмотри, как тебя дети, красиво нарисовали!
Печка: - Правильно, молодцы. И в благодарность вам скажу, куда полетели Гуси-лебеди. Вперед.
Воспитатель: Отправляемся в путь. Ой, ребята речка на пути не дает нам всем пройти.
Маша: Речка, реченька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
Речка:- Полетели она за реку, чтобы вам пройти туда надо мост построить. А мост можно построить по цветам радуги.
Воспитатель: а для того, что бы вспомнить порядок цветов, я напомню выражение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Дети выполняют задание, раскладывают полоски по цветам.
Воспитатель: - Перейдем речку и дальше пойдем. Смотрите, а вот и дом Бабы Яги, а на домике ключ лежит от замка, возьмите его, откройте дверь, берите Ванечку и назад скорее идите.
Маша:- Братца Иванушку мы из беды выручили, пора и домой пока матушка с батюшкой не вернулись.
Воспитатель: А назад пойдем той же дорогой, что и пришли. (Дети идут в хороводе.)
Сказка в гости приходила,
Волшебство нам приносила,
Смех, загадки, чудеса.
Братца из беды спасли,
Нашей Маше помогли
До свидания сказочка, не новая,
Всем давным-давно знакомая!
К нам почаще заходи,
С собой радость приноси.
Воспитатель:- Молодцы. Со всеми заданиями справились и братца Иванушку спасли, из беды выручили. Понравилась вам сказочная страна книги? Что больше всего понравилось? А Ванечка в благодарность за спасение приготовил вам подарки.
Самоанализ:
НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Чтобы поддержать интерес детей, направить к познавательной деятельности, я использовала игровую ситуацию со сказочными персонажами. Разыгрывая ситуацию, задавала детям вопросы, следила, чтоб они отвечали полным ответом, старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная.
Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы.
Был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Так же я провела моральное поощрение.
Все части отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей группой и использовала индивидуально-дифференцированный подход.
Использовала также такие методы и приемы:
-сюрпризность;
-использование детского опыта;
-развитие творческих способностей;
-самоконтроль и взаимоконтроль;
-выполнение физ. минутки;
-выполнение дыхательной гимнастики;
-выполнение гимнастики, для глаз;
-словесный;
В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.
Вопросы педагога носили развивающий характер.
Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.