Татьяна Исмагилова
Конспект занятия по развитию математических представлений «В гостях у гнома Математика»
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию математических представлений
с элементами дидактических игр в старшей группе.
«В гостях у гнома Математика»
Программное содержание:
Цель:
• формировать элементарные математические представления;
Публикация «Конспект занятия по развитию математических представлений „В гостях у гнома Математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
• совершенствовать знания о геометрических фигурах.
Обучающие задачи:
• упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
• закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;
• закрепить представления детей о геометрических фигурах, умения различать геометрические фигуры
• Развивающие задачи :
• создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
• способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приё мы:
• успокаивающие упражнения перед занятием;
• игровой (использование сюрпризных моментов);
• наглядный (использование иллюстрации);
• словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• поощрение, анализ занятия.
Оборудование:
магнитная доска, цифры, геометрические фигуры, мяч
Демонстрационный материал :
«письмо», картинки
Раздаточный материал :
набор цифр на каждого ребенка; геометрические фигуры; изображение домика, клей; фломастеры; карточки с цифрами; дид/игра “Вставь пропущенные цифры”; дид. /игра “Повтори фигуру”; дид/игра «Найди одинаковые рисунки»; дид/игра «Соедини цифры с подходящими кастрюлями».
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я очень рада вас видеть.
Воспитатель: - Утром сегодня к нам приходил почтальон и оставил нам письмо от гнома Математика. «Дорогие ребята, я приглашаю Вас к себе в гости. Нам нужно выполнить с вами все задания, которые в конвертах, а также в самом большом конверте нас с вами ожидает приятный подарок! Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Математик-гном!».
Воспитатель: Отлично! Сначала, чем мы начнем просматривать их, давайте проведем небольшую подготовку перед испытаниями?
Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
Подготовка
1. Какое сейчас время года?
2. Сейчас утро или вечер?
3. Сколько пальцев на одной руке?
4. Сколько углов у треугольника?
5. Сколько раз в году бывает день рождения?
6. Сколько носов у трех собак?
7. Сколько ушей у двух котов?
8. Сколько месяцев в году?
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, и правильно ответили на все вопросы. А сейчас мы все дружно сядем за стол, и посмотрим на письма, которые прислал нам гном.
Положить перед детьми конверты.
Воспитатель: Сколько писем передал гном?
Правильно – 5. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (синий). Что вы здесь видите?
Дети: прямоугольник!
Воспитатель: Ребята,как вы думаете, какое у него настроение? Дети: Невеселое,грустное.
Воспитатель: А почему он загрустил?
Дети: Не знаем!
Воспитатель: Он загрустил, потому, что он один, рядом нет его друзей.
Воспитатель: А как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?
Дети: с другими геометрическими фигурами: с кругом, квадратом, овалом, треугольником, прямоугольником, полукругом.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Найти друзей»
Воспитатель: Замечательно! А давайте мы сейчас посмотрим на предметы, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.
Для выполнения следующего задания, детям показывают картинки с изображениями: окно, крыша дома, кабачок, телевизор, долька яблока.
Дети выкладывают фигуры на листочках.
Воспитатель: Ребята,а теперь давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи наоборот»
Игра проводится с мячиком. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок, бросая мяч назад, называет противоположность названному понятию.
Короткий – длинный;
Большой – маленький;
Низкий – Высокий;
Узкий – Широкий;
Худой – толстый;
Близко – далеко;
Внизу – вверху;
Справа – слева;
Назад – Вперед;
Много – один;
Тяжелый – легкий.
Воспитатель: Дети, вернемся к вашим работам. Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Воспитатель: Как мы их назовем одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: здорово,молодцы и с этим заданием вы справились без ошибок.
Воспитатель: открываем следующий конверт. Какого он цвета?
Дети: зеленого!
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Замок геометрических фигур»
Воспитатель зачитывает содержание задания: А сейчас необходимо поселить все геометрические фигуры в один замок, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряются. Прямоугольник будет жить в центре листа, треугольник– слева от прямоугольника, овал – справа от прямоугольника, круг – над прямоугольником, полукруг – под прямоугольником.
Дети одну за другой фигурой помещают в замок. (Дети приклеивают фигуры)
Воспитатель: Ребята, давайте наш замок сделаем еще ярче? Для этого разукрасим уголки замка разными цветами.
Ребята фломастером рисуют в указанных воспитателем углах:
В верхнем левом углу нарисуем желтое солнышко.
В верхнем правом углу нарисуем синее облачко.
В нижнем правом углу нарисуем красный цветочек.
Воспитатель: Ребята, давайте теперь назовем наш замок?
Дети: «Замок геометрический фигур», «Радужный замок», «Замок друзей»
Воспитатель: Кто сосчитает, сколько фигур живет в Замке друзей?
Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда откроем конверт оранжевого цвета. Что там такое?
Воспитатель: А здесь цифры. Сейчас с цифрами мы поиграем.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «По порядку становись» или «Найди свое место».
Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «По порядку становись!», дети должны построиться по порядку. Затем, выбрать двух ребят и поставить перед ними задачу расставить на скорость цифры по порядку, побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием. Игра-закрепление.
После выполнения этого задания, ребятам предлагается назвать своих соседей.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кто мой сосед?»
- Число 3, назови своих соседей? (2, 4)
- Число 5, назови своих соседей? (4, 6)
- Число 8, назови своих соседей? (7, 9) и т. д.
А затем предлагаем ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ «Наоборот» или «Запуск ракеты».
Для этого нам надо повторить обратный счет. Ребятам надо встать с цифрами в обратном направлении от 10 до 1. После того как цифры будут расставлены по порядку, необходимо дружно их назвать. (Игра-закрепление).
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами.
А теперь я вам предлагаю отдохнуть.
РАЗМИНКА:
Ребята, давайте поиграем. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем ярко светит луна
- утром дети идут в детский сад
- ночью люди обедают
- вечером вся семья собирается дома
- в неделе 7 дней
- за понедельником следует среда
- после субботы идет воскресение
- перед пятницей стоит четверг
- всего 5 времен года
- весна наступает после лета.
Воспитатель: А сейчас откроем коричневый конверт.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Найди лишний предмет»
Дети должны найти лишний предмет из предложенных.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Сегодня мы с вами побывали в гостях у гнома -Математика. Вам понравилось путешествие? А пока давайте откроем последний конверт, в котором, как вы помните, гном Математик спрятал для вас сюрприз.