Любовь Кутянова
Конспект занятия по развитию логического мышления в старшем дошкольном возрасте «Дядя Федор просит помощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Дядя Федор просит помощи»
Цель:формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию логического мышления в старшем дошкольном возрасте „Дядя Федор просит помощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
Образовательная:формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»
Развивающая:развивать у детей геометрическую зоркость закрепить представление о четырёхугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»
Воспитательная:воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
Материалы и оборудование: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, листы с головоломками на каждого ребёнка, листы с лабиринтами, простые и цветные карандаши на каждого ребёнка.
Ожидаемые результаты:
дети умеют составлять фигуры из палочек
дети понимают способы решения задач
дети применяют умение решать логические задачи
Ход занятия
Организационная часть
От входной двери группы раздаётся стук и входит Почтальон Печкин.
– Здравствуйте! Вам посылка от Дяди Фёдора!
– Здравствуйте! – отвечают дети.
– Здравствуйте, Почтальон Печкин! Проходите к нам в гости! – говорит воспитатель.
– Нет, нет! До Нового года осталось очень мало времени, а у меня ещё много писем и посылок для ребят. Я тороплюсь! До свидания всем!
– До свидания, Почтальон Печкин!
– Ребята, посмотрим, что же нам прислал Дядя Фёдор? – говорит воспитатель.
– Да! – отвечают дети.
Воспитатель открывает посылку и достаёт письмо от Дяди Фёдора.
– Ребята, а вот и письмо:
«Дорогие, ребята! Скоро зимние каникулы! А у меня не выполнены задания по математике! Если я не успею их решить, мама не отпустит меня на каникулы в деревню Простоквашино! А в деревне меня уже ждут Кот Матроскин и Пёс Шарик. Помогите мне, пожалуйста!»
– Ребята, поможем дяде Фёдору! – спрашивает воспитатель.
– Да! – отвечают дети.
– Тогда не будем зря терять время, приступаем к выполнению заданий. А вот и первое задание.
Воспитатель поочерёдно достаёт из посылки задания для выполнения.
Основная часть
(самостоятельная деятельность детей в решении игровых занимательных задач)
Воспитатель зачитывает задания для игры № 1
Игра № 1 «Разложи фигуры»
Цель: развитие внимания и мышления.
Задание:
Найдите и покажите на рисунке треугольники, четырёхугольники, круги.
Найдите фигуру, у которой 6 углов, – это шестиугольник.
Разложите фигуры, как показано на образце.
Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка. И образец выполнения на магнитной доске.
Воспитатель зачитывает задания для игры № 2
Игра № 2
Цель: развитие логического мышления
Задание:
Учить детей составлять треугольники из определённого количества счётных палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. Видеть и показывать при этом новую фигуру, полученную в результате составления, пользуясь выражением «присоединил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия.
Материал: наборы счётных палочек на каждого ребёнка, доска, мел.
Ход:
Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»
После того как большинство детей выполняет задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по- разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник» (слева и т. д.)
Воспитатель предлагает детям отсчитать 7 палочек и подумать, как можно из них составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура – четырёхугольник. Этот вариант решения дети зарисовывают мелом на доске.
Вопросы для анализа «Как составил 3 равных треугольника? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате?»
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Воспитатель зачитывает задания для игры № 3
Игра № 3 «Карандашик заблудился»
Цель: развитие логики через решение прохождения лабиринта.
Задание: Помоги карандашику найти путь к рисунку, который он нарисовал
Материал: картинки с лабиринтом на каждого ребёнка
Физкультминутка:
Мышь взобралась как-то раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась второй раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась в третий раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.
Воспитатель зачитывает задания для игры № 4
Игра № 4 «Сколько животных за забором»
Цель: развитие логического мышления.
Задание: Сколько животных спряталось за забором.
Материал: картинки на каждого ребёнка
Воспитатель зачитывает задания для игры № 5
Игра № 5 «Муравей идёт в гости»
Цель: развитие логического мышления.
Задание: Отгадайте, в какой домик-гриб идет в гости муравей, если известно, что у этого домика не больше трёх этажей, но и не меньше двух, в нём не больше пяти окошек он без пристроек.
Материал: картинки с головоломкой на каждого ребёнка
Воспитатель зачитывает задания для игры № 6
Игра № 6 «Кого не хватает»
Цель: умение находить закономерности.
Задание: Продолжи ряд. Какая рожица должна быть в пустой клетке. Нарисуй её.
Воспитатель зачитывает задания для игры.
Игра № 7 «Загадки»
Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Доска, сын, отец и мать,
Кто их сможет посчитать? (4)
Посадила мама в печь,
Пироги с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пироги уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок. Сколько пирогов испекла мама? (4)
В дом вошла Маринка,
За нею Иринка,
Потом вошёл Игнат.
Сколько всех ребят? (3)
Заключительная часть
Рефлексия
– Ребята, вы такие молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями и очень помогли Дяде Фёдору! Поаплодируйте себе! А я сегодня пойду на почту и отправлю посылку с вашими листочками – решениями для Дяди Фёдора и он поедет на зимние каникулы в Простоквашино.