Анна Ерохина
Конспект занятия по развитию ЛГС речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
ЗАДАЧИ:
1. Коррекционно-образовательные:
- Активизация и расширение словаря по теме.
- Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
- Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»).
Публикация «Конспект занятия по развитию ЛГС речи в подготовительной группе компенсирующей направленности „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами
«-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
2. Коррекционно-развивающие :
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
- Развитие общей и мелкой моторики, воздушной струи.
3. Воспитательные:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование:
Доска, ноутбук, проектор, снежинки на варежках, картинки снеговиков с недостающими деталями, простые карандаши, «Зимний мешочек», снежинки.
Предварительная работа:
Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.
Ход занятия:
1. Организационный момент (слайд № 1)
Дети входят и встают в круг. Логопед предлагает детям вспомнить правило поведения на занятии :
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Знакомство с темой.
Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно (звучит «зимняя» мелодия)
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
- Как вы догадались?
(слайд № 2)
И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме и о зимних забавах.
Кто назовёт одним словом признаки зимы, тот сядет на свое место.
Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша, метель, ветер… (Дети отвечают и садятся).
3. Образование относительных прилагательных.
Логопед: Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная). Мороз – (морозная). Ветер – (ветреная). Стужа – (студёная). Холод – (холодная).
4. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Логопед: Хоть зима всё кругом заморозила и замела, но мы всё равно её любим и ласково называем, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови ласково» :
Зима - (зимушка). Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снежинка – (снежиночка). Метель – (метелица)
6. Дыхательные упражнения.
Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают пушистые снежинки.
Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка. Пока я раздаю вам снежинки, давайте хором их посчитаем. Логопед раздаёт снежинки – дети хором считают. Встаньте возле своих стульев. Представьте, что вы холодный ветерок, который медленно, плавно сдувает снежинки. А теперь вы – быстрый, порывистый ветер - быстро сдуваем снежинки. И снова медленно. Молодцы, садитесь.
7. Загадки.
Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Сейчас я загадаю загадки о зимних забавах.
Слушайте внимательно. (на слайдах появляются картинки - отгадки № 3, 4, 5, 6, 7)
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки) - как догадались?
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку - узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)
Логопед:
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
На слайде № 7 появляется снеговик и логопед говорит:
«Вот, ребята, Снеговик, он к снегу, холоду привык.
Мы его слепили ловко, вместо носа тут морковка.
И ведро на голове, и метла в его руке.
Он пришёл к нам в детский сад, чтоб порадовать ребят».
- Ребята, посмотрите, какое настроение у снеговика? (мимика-грусть)
- Как вы думаете, почему он грустит? (предположения детей)
- А я точно знаю, почему у снеговика грустное настроение! Потому что у его друзей – снеговичков художник забыл дорисовать какие-то детали. А вот какие это детали, я не знаю. Как мы можем помочь снеговику? (предположения детей – дорисовать). Проходите к столам, садитесь. Сначала поиграем с нашими пальчиками:
Мелкая моторика «Снежок» (с мячиками су-джок)
Со снежком круги катаю,
Взад – вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошки,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Рассмотрите внимательно своих снеговичков, расскажите, чего нет и что будете дорисовывать («У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, пуговиц). Я дорисую…»).
- Давайте дорисуем снеговичкам недостающие детали.
- Давайте покажем снеговику его друзей. (дети подходят к экрану и показывают грустному снеговику его друзей, кладут картинки на стол и логопед предлагает закрыть глаза ладошками и поморгать. Дети глазки открывают и появляется слайд № 8 с весёлым снеговиком.
- Посмотрите, ребята, какое теперь настроение стало у снеговика? (весёлое, радостное). Мимика – радость.
- Снеговик вас благодарит за помощь.
А сейчас в кружок вставайте. Вместе с Мишей отдыхайте.
(Дети встают в кружок – Миша Г. проводит координацию речи с движением).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно идут по кругу)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют, идя по кругу)
И играем все в снежки. (Бросают снежки)
10. Образование родственных слов.
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег» в игру «Доскажи словечко».
(Читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег») (слайды № 9-16)
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз назовём родственные слова. (Дети называют хором и картинки исчезают со слайда № 17). Появляется пустой слайд № 18.
Кто запомнил родственников слова «снег»?
11. Работа с деформированным предложением.
Логопед: Я ещё дома придумала красивые предложения о зиме, но когда шла на работу подул сильный ветер и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать.
«Снежная, мне, зима, нравится».
«Нас, у, дворе, во, горка».
«Дети, горки, катаются, с».
«Забавы, зимние, любят, дети, все».
14. Заключительная часть.
- Я сейчас раздам вам снежинки, а вы подумайте, какая зимняя забава у вас самая любимая.
- Подумали?
- А теперь по очереди кладите снежинки в волшебную зимнюю коробку и говорите, во что любите играть зимой.
После того, как все дети положат снежинки в коробку, логопед говорит: «А я люблю все зимние забавы!» и кладёт последнюю снежинку.