Вера Алаева
Конспект НОД по развитию речи «Зима, Зимние забавы, Рождество Христово»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить полученные ранее знания о зиме, зимних забавах и православных зимних праздниках.
Педагогические задачи.
Образовательные: - закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях;
- обогащать словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаков.
- уточнить знания о зимних праздниках, забавах.
- упражнять в умении составлять слова по первым буквам картинок,
- добавлять глаголы к существительным,
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Зима, Зимние забавы, Рождество Христово“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Темочки
- закрепить и уточнить начальные знания о событиях значении праздника Рождество Христово, (Д. М.)
- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима», «Зимние забавы», «Рождество Христово» : (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, Вифлеемская звезда, вертеп, колядки).
Развивающие : - развивать у детей чувство радостного восприятия мира, (Д. М.)
- развивать познавательную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения,
- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления и воображения,
- развитие личностных качеств : любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности,
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать и играть в парах и коллективе;
- развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции,
- развивать связную речь; упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом, выразительно читать колядки.
Воспитательные: - воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;
- воспитывать в детях нравственные качества: милосердие, сострадание, послушание, кротость, желание делать добрые дела. (Д. М.)
- воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности, умение выслушивать ответы товарищей до конца.
- создавать положительный эмоциональный настрой.
Предварительная работа: наблюдения за погодой, зимние игры, беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов к Новому году и Рождеству Христову, пословиц, поговорок, примет, колядок, чтение стихов, рассказов и русских народных сказок, занятия по изобразительной деятельности и музыке, просмотр мультипликационных фильмов.
Создание предметно-пространственной среды для проведения НОД: телеграмма от детей из Африки, православный уголок.
Демонстрационный материал: на доске изображены зимние пейзажи и игры детей в зимнее время года «Зимние забавы» (дети, катающиеся на санках, лыжах, коньках; дети строящие зимние постройки)., д/и «Добавь словечко»,картинка с предметными картинками, в названиях которых первые звуки: З. И. М. А. С, А, Н, К, И, С, Н, Е, Г); СВЕЧА.
Раздаточный материал: - ватман, заготовки к аппликации на тему «Зима», клей, настольно-печатная игра «Ромашка».
Планируемые результаты: знания детей о зиме, зимних явлениях, праздниках, забавах, празднике Рождество Христово и о его значении, обогащение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков, умение составлять слова по первым буквам картинок, добавлять глаголы к существительным, уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима», «Зимние забавы», «Рождество Христово» : (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать, Вифлеемская звезда, вертеп, колядки); наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Организационная структура НОД
I. Мотивационно – побудительный
Звонок в дверь, почтальон приносит телеграмму от детей из Африки (звучит песня Чунга-Чанга, зачитывает текст: «Здравствуйте ребята! Мы не знаем что такое зима. Помогите нам понять, какая у вас зима, и какие зимние забавы у вас бывают».
В. Ребята, а как можно познакомить детей из далекой жаркой Африки с тем о чем они просят? (Ответы детей)
В. Совершенно верно, нужно рассказать им о нашей зиме, о том, чем мы можем заниматься в это время года; в какие игры играть, какие праздники отмечать. Рассказать о приметах зимы, поговорках, колядках. Всё это снять на видео и отправить им.
1. Для начала давайте вспомним, какие характерные признаки зимы вы знаете? (Напомнить, что отвечать надо полным ответом)
А зима какая? (Холодная, белая, чистая, светлая морозная, серебристая) А снег какой на ощупь?
(холодный,мокрый,ледяной,хрупкий)
Беседа сопровождается показом картинок
В. - А какие зимние месяцы вы знаете?
- А во что можно играть на улице? (Показ картинки)
Обобщить ответы детей: - На дворе зима. Деревья стоят голые (укрытые снегом). Не слышно пения птиц. Природа отдыхает. (Показ картинки)
В. - Каждый год приходит зимняя пора. Зима покрывает землю снегом, чтобы можно было кататься на санках, лепить снеговиков. Первому снегу рады все: и дети, и взрослые, и даже животные.
В. Зимой на крышах домов часто появляются? (сосульки). На дорогах может быть (гололедица, а на деревьях образуется пушистая снежная бахрома …. (иней).
- Часто во время снегопада дует ветер, наметая большие сугробы. Как называется это явление? (метель).
- Молодцы, ребята, зимние явления вы знаете хорошо
. Давайте вспомним пословицы и поговорки о зиме
1 Береги нос в большой мороз.
2 Мороз ленивого занос хватает,а перед проворным шапку снимает.
3 Спасибо мороз,что снегу нанёс.
4 Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий
5Зимой льдом не дорожат.
6 Зима лето пугает да всё равно тает.
7 Мороз невелик,да стоять не велит.
А без чего не бывает зимы (Без снега,мороза,. санок,коньков лыж и горки)
2. В. – А теперь словесная игра: «Назови действие».
- Что делает мороз? (трещит, щиплет, звенит, кусает, морозит, скрипит, холодит).
-Что делает метель? (вьется, воет, метет, завывает, шумит, свистит, бушует, кружит, уносит, срывает) .
- Что делает снег? (идет, летит, падает, кружится, холодит, морозит, липнет, тает, искрится, сверкает, блестит, переливается, валит) .
- Что делают дети? (гуляют, катаются, веселятся, играют, бегают, падают, радуются, развлекаются)
3. В. Молодцы!. Наша следующая игра называется «Кто быстрее отгадает слово?»
Внимание на доску. Вам нужно будет по первым заглавным буквам отгадать слово, которое там зашифровано.
Даю подсказку – это слова на зимнюю тему (зима, шуба, снег)
4. В. – А теперь словесная игра «Третий лишний»
* Январь, февраль, метель
* Снежинки, санки, лыжи
* Мороз, коньки, снегопад
* Снеговик, снежок, снегирь.
Физкультминутка.
Напомнить правила: пока играет музыка дети изображают все, что можно делать зимой на улице (кататься на санках, лыжах, коньках и т. д.). Как только музыка остановится, вы должны замереть и сказать, что вы изображали.
Дети:
Мы зимой в снежки играли, мы играли,мы играли
По сугробам мы шагаем, мы шагаем мы шагаем
И на лыжах мы бежим, мы бежим мы бежим
На коньках по льду летим,мы летим мы летим.
И снегурку лепим мы,лепим мы,лепим мы.)
5. В. - Зимой бывает много разных праздников. Какие зимние праздники вы, ребята, знаете? (Новый год, Рождество Христово, Крещение, Прощенное Воскресение). А чем, ребята, праздничные дни отличаются от всех обычных дней? (люди улыбаются, готовя друг другу подарки, ходят в гости)
В. – Ребята, а какой праздник мы уже отмечали? (Новый год)
Показ фотографии)
В. - Давайте расскажем, как мы готовились к этому празднику.
(Ответы детей)
В. – Да. Мы учили стихи, песни, разучивали танцы, половицы и поговорки
украшали группу, наряжали ёлку. А какой православный праздник следует за Новым годом? (Рождество Христово) Что это за праздник? (празднование появления на свет Иисуса Христа)
В. – Уже в каждом доме стоит Рождественская елка – красавица, которую украшают самыми яркими и блестящими игрушками. А макушку елки венчает звезда. Кто знает, как называется эта звезда? (Вифлеемская).
В. – А почему люди стали украшать елку на Рождество Христово? (Рождественская ёлка, детские праздники с долгожданными подарками)
В. Ребята, а вы знаете, что символ Рождества Христова – вертеп. Это место, где родился Христос. (Показ картинки)
6. В. - А теперь давайте вспомним, какие приметы о Рождестве вы знаете?
Дети:
Иней на Рождество – урожай на хлеб.
Метель в канун Рождества – ранняя листва.
Если Рождество теплое – весна холодная.
Метель – пчелы хорошо родиться будут.
Тёмные святки – молочные коровы, светлые – ноские куры.
Небо звездное – урожай на горох.
Хороший санный путь – урожай на гречку.
7. В. – Молодцы! Теперь вспомним, какие песни поют на Рождество. Кто знает, как они называются? (колядки).
Дети :Добрый вечер,щедрый вечер
Добрым людям на весь вечер!
Ангел с неба к нам спустился и сказал : !
Христос родился
Мы пришли его прославить
И вас с праздником поздравить
Сею, сею посеваю
С Рождеством Вас поздравляю!
Пришла коляда. Отворяйте ворота!
Эй хозяева,спешите. Ворота – то отворите!
Открывайте поскорей Приглашайте-ка гостей!
В. – Правильно, колядки – это песни, в которых прославляют Христа
В. – Да, ребята, традиции новогодних праздников у всех народов различные. Но зимние праздники на Руси всегда сопровождались весельем, шутками, забавами и различными играми. Вот и сейчас мы с вами поиграем.
8. игра «Доскажи словечко»
Мы сегодня поиграем
В необычную игру.
Я стишок вам прочитаю –
Слово в нём не доскажу.
Быстро отвечайте,
Праздник угадайте!
В нём двенадцать месяцев,
Запросто уместятся.
Всех их вместе соберёт -
Одно слово, это. (год)
К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придёт,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью. (ёлка)
Целый год лежал на полке,
А теперь висит на ёлке.
Это не фонарик,
А стеклянный. (шарик)
Быстро огоньки мигают,
Сверху вниз перебегают.
Эта дружная команда
Называется….(гирлянда)
Он с подарками приходит,
Хороводы с нами водит.
Белой бородой оброс
Добрый Дедушка. (Мороз)
И в коробки, и в пакеты
Упакованы конфеты.
Фантики так ярки!
Будут всем. (подарки)
Ёлка в праздник Новый год
Взрослых и детей зовёт.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод
Вьюга по двору гуляет,
В доме ёлочка сверкает.
Дети водят хоровод.
Что за праздник? (Новый год)
Вся в игрушках, огоньках,
Едет ёлка на коньках,
Созывает всех на праздник,
И желает вам добра.
Новый год похож на сказку,
С Новым годом, детвора!
9. В. – Молодцы! Справились с заданием. Продолжаем мы играть.
предлагается настольно-печатная игра «Ромашка». Вы должны составить «ромашку», подбирая картинки с изображением, в соответствии с содержанием праздника («Новый год», «Рождество Христово», «старый Новый Год» «Крещение Господне» «Прощённое воскресенье). Подходите, пожалуйста, к подносу и выбирайте нужные вам картинки. Почему ты решил взять эту картинку? А у вас?
10. А теперь, в подарок нашим африканским друзьям, предлагаю сделать картину в подарок. Вы не против? Для этого вам нужно выполнить аппликацию на большом листе бумаги. У нас есть заготовки. Давайте начнем. Картина должна выглядеть так, чтобы негритята, глядя на неё, сразу поняли –«Что такое зима?»
11. В. - Ну, а в заключительной части нашего занятия становитесь все вкруг. (звучит музыка).
Сейчас мы с вами будем передавать свечу по кругу и и передавать нашим друзьям из далекой Африки самые лучшие пожелания. А какие, определитесь сами. Желания не должны повторяться.
В. Ну, что, видеозапись готова, ваша работа (картина) по аппликации сегодня же будет отправлена в Африку и ребята, которые там живут, наконец-то узнают: «Что такое зима и что за праздник Рождество Христово»