Оксана Колесник
Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Коррекционные задачи:
Развивать фонематический слух. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. Учить производить самостоятельный звуковой анализ слов. Совершенствовать зрительное, слуховое восприятие. Развивать произвольное внимание, умение контролировать свои действия.
Образовательные задачи:
Расширять знания, обогащать представления о предметах и явлениях окружающего мира. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы. Воспитывать у детей активность, инициативность, познавательный интерес.
Оборудование: аудиозапись, мячик с шипами, мольберт, доска, игра «Твистор», звуковые схемы слов, цветные картонные капельки, «волшебный» цветок.
Раздаточный материал: карточки с цифрами, предметные картинки, фишки гласных звуков, согласных звуков.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети заходят в зал и здороваются с гостями.
Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
II. Объявление темы занятия.
В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Фонетика, хозяйка Звукового царства – государства прошу вас о помощи. Злой волшебник Звукоед пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Выполнив задания на лепестках цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл»
Л: Ребята, поможем царице звукового царства и жителям её государства? Что нам нужно сделать? (Ответы детей).
Л: Но как же мы попадём в это царство? (Ответы детей).
А вот цветок. На нем что-то написано. Тут написаны задания.
Лепесток с задание №1. «Задом наперёд».
Отгадать слова, которые произносятся «задом наперёд» (Первый слог логопед произносит, хлопая себя по животу, второй – прикасаясь ладонью к груди, третий – к голове).
На-вес (весна, ка-поч (почка, даш-ран-ка (карандаш, шка-ку-ку (ку-ку-шка, на-ши-ма (машина).
Отгадывает тот, у кого мяч!
Л: Молодцы!
Лепесток с задание № 2. Определить количество слогов в слове и построить пирамиду.
Дети называют картинку и определяют сколько частей (слогов) в слове.
Л:Молодцы!
Лепесток с задание № 3. «Звуки твёрдые и мягкие». Используется полотно игры «Твистор». На полу лежат картинки. Дети берут картинки, определяют первый звук в слове и занимают соответствующий круг (синий или зелёный).
Л: Перед вами карточки и тропинки. На счёт три взять карточку и встаньте на жёлтую тропу размышлений. Я сейчас посчитаю до трёх. Вам определить первый звук в слове и на счёт три занять тропинку соответствующего цвета.
Задание выполняется несколько раз. Проверка. Ребенок называет карточку, определяет первый звук в слове.
Молодцы! Мы и с этим справились заданием.
Лепесток с задание № 4. «Загадка».
Забралась на карниз
Нос повесила вниз
На ночь слёзы прячет,
А на солнце плачет.
(Сосулька)
Л: Что значит плачет? Почему она ночью не тает? (Ответы детей)
Сосулька в лунном свете отражалась, переливалась разными цветами. Капельки застывали и переливались. Это капельки. Капельки не простые, а со словами.
(На доске капельки различных цветов. Дети называют цвет капельки. Логопед называет слово. Дети показывают номер схемы, соответствующий данному слову.)
Л: На доске схемы слов. Схемы с номерами. Внимание! Задание! Определить к какой схеме подходит слово и показать соответствующую цифру.
Слова: конь, дом, соль, мир, пень, суп, лес, жук.
Л: Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Лепесток с задание № 5. «Выполни звуковой анализ слова».
Выложить схему и сделайте звуковой анализ слова СОВЫ.
Проверка выполненного задания.
Лепесток с задание № 6. «Собери цепочку».
Л: Девочки, придумать слово на гласный звук. Мальчики, придумать слово на согласный звук.
Образуем с вами кружок. Замыкаем цепочку.
12345 Цепочку нужно удержать! Держим, держим! Мы же команда.
12345 Цепочку можно разорвать.
Дети по очереди называют слово, выходят и «строят цепочку».
После выполнения всех заданий появляется карточка с зашифрованным магическим словом.
Л: Ребята, мы выполнили все задания Звукоеда. Посмотрите на цветок. Пора узнать магическое слово!
Рассмотрите и назовите картинки. Выделите первые звуки из слов-названий картинок. Составьте из них слово. (Д Р У Ж Б А)
Голос хозяйки звукового царства : «Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей! Я желаю вам друзья делать добрые дела, и дружить и дорожить, и добро друзьям дарить. И ещё вам маленькие подарочки на память от меня!»
Вы справились! Молодцы!
III. Итог занятия.