Татьяна Мельникова
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие фонематического восприятия представлений у детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) с ЗПР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять умение выделять гласный звук, закрепить понятие «гласный», закреплять графический образ букв, анализировать ряд гласных; продолжать учить выделять первый гласный звук в слове.
Коррекционно-развивающие : способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, тактильное восприятие, речь, развивать зрительно-двигательную координацию, моторику рук.
Публикация «Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Коррекционно-воспитательные : формирование положительных качеств личности (самостоятельность, коммуникативность, воспитывать мотивацию к учению, развивать познавательный интерес.
Оборудование: изображения букв (А, О, И, У, Ы, карточки с изображением девочки с приложенным к губам пальцем и с изображением кричащего мальчика, сюжетные картинки для игры «Озвучиваем картинку», картинки арбуз, апельсин, акула, улитка, утюг, утка, осень, осы, окна, игра, ива, имя и т. д., тарелочки с счетными палочками и фасолью/камушками по количеству детей.
Ход занятия:
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1. Орг. момент - Здравствуйте, ребята. Но прежде чем приступим к занятию, нужно отгадать загадку.
- Не видно, в руки не взять, зато слышно, если сказать. Что это?
- А какие звуки мы с вами уже знаем? Назовите их.
- Какие это звуки? Их можно назвать одним словом.
- Каким цветом их обозначают?
- Сегодня мы будем с вами повторять гласные звуки.
Садитесь за столы. Приветствуют педагога.
- Звук.
- А, О, У, И, Ы
- Гласные.
- Красным.
Дети садятся за столы.
2. Основная часть - Давайте поиграем с вами в знакомую игру.
Игра «Тихо – громко».
Цель: развитие слухового внимания, развитие громкости и высоты голоса.
Ход: педагог показывает карточку с изображением девочки с приложенным к губам пальцем – тихо, картинку с изображением кричащего мальчика – громко и предлагает детям произнести заданный звук. Например, «мы будем петь звук И» и показывает одну из карточек.
- Молодцы. У меня есть еще картинки.
Игра «Озвучиваем картинку»
Цель: Восприятие речевой интонации, развитие голоса.
Ход: Педагог показывает картинку, а дети озвучивают ее.
А! — кричит девочка.
А —- показывают горло врачу.
А — поет хор.
А — качаем малыша.
А — девочка укололась иголкой.
О — удивилась мама.
О — стонет мальчик.
О — поет певица.
О — потягивается папа,
У — гудит пароход.
У — звучит дудочка.
И — улыбается клоун.
Ы – ревет медведь.
- А вы любите загадки? Я сейчас загадаю вам звуки, а ваша задача назвать, какой звук я загадала.
Игра «Угадай звук по артикуляции»
Цель: развитие правильной артикуляции
Ход: педагог беззвучно произносит звуки А, О, И, У, Ы и просит детей узнать и назвать их, дать характеристику.
- А теперь наши звуки спрятались в словах.
Игра «Назови первый звук в слове»
Цель: продолжать учить выделять первый звук в слове, называть его и давать характеристику.
Ход: педагог называет слова и просит детей назвать какой первый звук они слышат в слове.
Слова: арбуз, апельсин, акула, улитка, утюг, утка, осень, осы, окна, игра, ива, имя и т. д.
Игра «Выбери картинки».
Цель: развитие слухового восприятия, продолжать учить выделять первый звук в слове.
Ход: педагог предлагает детям выбрать из ряда картинок те, названия которых начинаются на заданный звук.
Возможна работа в парах: одна пара выбирает картинки со звуком А, вторая – со звуком У и т. д.
Выполняют задание.
3. Физ. минутка - Поработали хорошо, пора отдохнуть.
Цель: снятие утомляемости и сонливости детей средней и старшей группы, восстановление физических сил дошкольников.
В старом дереве дупло – это домик буквы О.
(круговые движения руками)
Рядом с нею на суку примостилась буква У.
(садятся на корточки)
В гости к ним издалека прибежала буква А.
(бег на месте)
Прилетела буква И, как крыльях воробьи.
(машут руками, как крыльями)
Буквы стали веселиться и смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки.
То присядут отдохнут, то опять плясать начнут.
Дети выполняют движения по покажу педагога.
4. Закрепление знаний - Звуки на письме обозначаются буквами, давайте назовем их (педагог вывешивает на доску буквы А, О, У, И, Ы).
Игра «Какая буква потерялась»
Цель: закрепление образа буквы, развитие зрительного внимания, памяти.
Ход: педагог просит детей закрыть глаза, в это время убирает одну из букв/меняет местами. После просит детей открыть глаза и
Игра «Выложи букву»
Цель: закрепление образа буквы развитие мелкой моторики.
Ход: перед каждым ребенком ставится тарелочка с счетными палочками и фасолью/камешками. Педагог предлагает выложить из палочек букву А, затем из фасоли/камешек выложить букву У. Третью букву дети выкладывают на выбор. Выполняют задания.
5. Подведение итогов - Вам понравилось на занятии?
- Что мы сегодня делали на занятии? Отвечают на вопросы педагога.
6. Ритуал выхода из кабинета - Занятие подошло к концу и я хочу с вами попрощаться.
- Из кабинета выйдет тот, кто назовет мне гласный звук. Дети прощаются с педагогом.