Наталья Круглова
Конспект занятия по рассматриванию картины И. И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА №21 Г. ИСТРА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ
И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
ЦЕЛИ: Данный конспект занятия поможет педагогу развить у детей интерес к пейзажной живописи, желание внимательно рассматривать картины природы, интерес к ней. Регулярно проводя такие занятия, педагог будет формировать у детей опыт образного видения и восприятия красоты окружающего нас мира природы, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, образного мышления.
Публикация «Конспект занятия по рассматриванию картины И, И, Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
ЗАДАЧИ: Дать детям представление о пейзаже (то есть изображении природы); обогатить и активизировать словарный запас детей эмоционально-оценочной лексикой, эпитетами и образными выражениями; обратить внимание на средства выразительности (цвет и цветосочетания, композицию картины и т. д.).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдения на прогулке за проявлениями осенних признаков в природе; рисование осенних деревьев, составление осенних букетов, рассматривание иллюстраций с изображением осени; разучивание стихов и пение песен об осени.
МАТЕРИАЛЫ: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. Дети, сейчас очень красивое время года. Знаете ли вы, как оно называется?. Правильно, осень. Мы с вами были на прогулке, помните? Что вам больше всего понравилось?
Дети. Деревья красивые, нарядные, с разноцветными листочками.
Воспитатель. Да, они так красиво опадали и кружились на ветру. А что мы слышали?
Дети. Шелест листвы под ногами, пели птицы.
Воспитатель. А солнышко светило?
Дети. Да, было солнышко, ярко светило.
Воспитатель. Оно как бы «зажигало» листья деревьев, траву. Они становились ярче и наряднее. А какое было небо?
Дети. Голубое, высокое, ясное, безоблачное…и т. д.
Воспитатель. Да, осенняя природа очень красива. Мы с вами любовались ею, нам было так светло и радостно, правда? А теперь послушайте, как об осени писали стихи поэты :
А. Балонский
В ЛЕСУ
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка…
На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём…
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
***
Иван Бунин
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…
Воспитатель. Как красиво рассказали об осени поэты! А как вы думаете, ребята, художники тоже восхищались золотой осенью и рисовали её? Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан (открывает картину, которая была до сих пор закрыта от детей, дает рассмотреть и полюбоваться. Здесь можно включить как фон фрагмент «Осенней песни» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»). Какая же красивая картина! Такая картина называется пейзаж, то есть изображение природы. Здесь нарисовано то, что мы видели на прогулке. Кстати, ребята, эта картина была создана на нашей Истринской земле, недалеко от Ново-Иерусалимского монастыря. И река, изображенная на полотне художником,- это наша река Истра! Так какая здесь осень?
Дети. Нарядная, золотая, веселая.
Воспитатель. Верно, художник назвал эту картину «Золотая осень». А как вы думаете, почему он назвал ее «золотой»? Какие цвета он использовал?
Дети. Желтые, оранжевые, багряные.
Воспитатель. Как эти цвета можно назвать одним словом?
Дети. Теплые, веселые.
Воспитатель. Правильно, ребята! Художник радовался, создавая эту красоту, он восхищался ею. А что красивого увидел художник?
Дети. Красивые деревья, траву, речку.
Воспитатель. А как вы узнали, что это березы?
Дети. Стволы у них белые и тонкие, листочки желтые, оранжевые.
Воспитатель. А река какого цвета? (дети -синяя). Да, близко от нас она синяя, даже фиолетовая немного, а вдали (на дальнем фоне) беловато-голубая. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые и желтые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких больше -теплых или
холодных красок? …Правильно, теплых. Поэтому природа на картине и кажется нам такой нарядной, радостной, теплой. Но, в то же время, мы чувствуем и легкую грусть прощания с летом, теплом, увядающей травой и осыпающимися листочками.
Здесь воспитатель предлагает детям физкультминутку на осеннюю тему :
Мы-листики осенние, на веточках сидели.
Ветер дунул-полетели.
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, «летают» по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).
Воспитатель. Поэт может рассказать об осени словами, мы с вами уже слушали стихи об осени. А как художник может рассказать о ней? Ему нужно нарисовать пейзаж (это означает изображение природы, как вы помните, показать на холсте то, что его так впечатлило, вызвало восхищение красотой природы. Но показать так, чтобы мы с вами, ребята, узнавали и деревья, и кусты, и речку.
Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите сюда. Слева, на переднем плане, художник изобразил несколько деревьев. Что это за деревья?. Правильно, это березки, расскажите о них, какие они?. А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок, она называется «роща». Листочки на них видны?. Да, их не видно, они далеко и нарисованы только тоненькие стволы и кроны. Чтобы показать удаленность березок, художник расположил их выше на холсте, чем деревья на переднем плане.
А теперь посмотрите на речку. Перед нами она темно-синяя, а дальше становится светлее, а вдали даже белеет. А что изобразил художник на самом дальнем плане, где начинается небо?. Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков.
Ребята, а чего на картине больше- неба или земли? …. Да, художнику очень нравилась красота земли и золотой осени, поэтому земли он больше нарисовал и выбрал формат картины - прямоугольник. Вот как интересно придумал художник, чтобы рассказать о том, что ему понравилось! А теперь
давайте посмотрим наши рисунки о золотой осени (дети изображали осенний пейзаж ранее на занятии по рисованию). Обсуждаются рисунки детей. Нужно похвалить интересный замысел, как красиво подобраны краски.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушали музыку и стихи об осени, посмотрели картину художника. Нам было радостно и немного грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке, и даже сами нарисовали ее. Наши рисунки мы повесим в группе, чтобы все увидели наше осеннее настроение!