Приложение МААМ

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской культуры в подготовительной группе «Жаворонки»

Руденок Ольга
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской культуры в подготовительной группе «Жаворонки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в подготовительной группе «Жаворонки, прилетите! Теплу весну принесите!».

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1. Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны.

2. Обобщить и уточнить представления детей о характерных признаках ранней весны.

3. Закреплять умение составлять рассказ о ранней весне, используя мнемотаблицу.

4. Формировать понятие о старинном славянском празднике «Жаворонки».

Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской культуры в подготовительной группе „Жаворонки“» размещена в разделах

5. Помочь раскрыть фольклорную символику жаворонков-веснянок.

6. Создать условия для изготовления жаворонков из соленого теста.

7. Совершенствовать умение лепить из соленого теста, пользоваться различными способами лепки: скатывание, вытягивание, прищипывание.

8. Вызвать интерес к закличкам как жанру фольклора, предложить для заучивания варианты закличек о жаворонках-веснянках.

9. Развивать восприятие, тактильные ощущения, чувство формы, мелкую моторику.

10. Воспитывать интерес к фольклорным праздникам, желание сохранять народные традиции.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в природе, рассматривание картин о весне: А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода», чтение рассказа Г. Скребицкого «Март», лесные сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце», «Чья проталина», составление мнемотаблицы «Приметы весны», разучивание пословиц, поговорок о марте, разучивание пальчиковой гимнастики «Перелетные птицы», хоровода «Веснянка», подвижной игры «Жаворонок» .

Оборудование: картинки «Жаворонок», праздник «Жаворонки», дымковская игрушка «Печка», дымковская игрушка «Барышня», хохломские тарелки, гнездо из соломы, мнемотаблица, изделия из теста: колобки, коржики в виде солнца, жаворонки, музыкальный центр, запись произведения П. И. Чайковского «Времена года» («Март, подснежник», музыка к хороводу «Веснянка». Для лепки из соленого теста: дощечки (по количеству детей, кусочек теста, изюм, салфетки.

Интеграция: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте c ними поздороваемся. Дети, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (весна)

Воспитатель: Правильно, весна. В давние времена люди считали, что весна сама не придет, ее нужно пригласить. Чтобы весна-красна поторопилась, чтобы снег в полях быстрее растаял, весну зазывали песнями-веснянками, Ребята, давайте и мы позовем весну, поприветствуем нашим весенним хороводом.

Хоровод «Веснянка» под музыку

Ой, бежит ручьём вода –

Нету снега, нету льда.

Ой, вода! Ой, вода!

Нету снега, нету льда.

Ой, вода! Ой, вода!

Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы.

Мы весняночку поём.

Весну красную зовём.

Ой, поём! Ой, поём!

Весну красную зовём.

Ой, поём! Ой, поём!

Весну красную зовём.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, у весны есть три родных братца- три весенних месяца. Назовите их по порядку (март, апрель, май). Назовите первый месяц весны? Третий месяц? Какой месяц находится между мартом и маем? Какой месяц впереди апреля? Мая?

Воспитатель: Какой месяц весны сейчас на календаре? Какие пословицы и поговорки о первом весеннем месяце вы знаете?

Дети называют поговорку и объясняют смысл.

Март, марток- надевай двое порток.

Март — зимобор.

Март-капельник. Март-протальник. Март-водотек.

Воспитатель: А еще в народе говорят: В марте день с ночью меняется, равняется. Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей)

Воспитатель: 22 марта день по продолжительности стал равным ночи. 22 марта- день весеннего равноденствия. После этого дня ночь будет становиться короче, а день длиннее.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним какие изменения в природе происходят в марте и составим интересный рассказ о ранней весне, а помогут нам в этом схемы-картинки. Каждое предложение нужно начинать со слова «в марте». (Составление рассказа о ранней весне с помощью мнемотаблицы).

1. В марте ярко светит солнце и греет лицо и руки.

2. В марте на крышах домов появляются сосульки, и на солнце они капают.

3. В марте начинает таять снег, и появляются проталины.

4. В марте из-под снега появляются первые цветы- подснежники.

5. В марте тает снег, образуются лужи и бегут ручейки.

6. В марте из теплых стран возвращаются перелетные птицы: грачи, скворцы, жаворонки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные предложения о марте вы составили.

(Один ребенок составляет рассказ по мнемосхеме).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны, связанные с прилетом птиц. Я начну предложение, а вы закончите:

«Грач на горе – (весна на дворе)»,

«Сколько проталин, (столько и жаворонков)»,

«Увидел скворца – (знай, весна у крыльца»).

Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем и поиграем с пальчиками (встать около стульчиков)

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели (Скрещивают ладошки, машут)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка

Серенькое пёрышко. (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив ладошки, машут)

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)

Садятся на места.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что 22 марта в народе считался днем прилета перелетных птиц? Прилетающих птиц люди встречали радостно, надеялись на скорую весну. Считалось, что весну на своих крыльях приносят

жаворонки (иллюстрация жаворонка).

Воспитатель: В давние времена наши прабабушки и прадедушки проводили праздник «Жаворонки».

В этот день хозяйки дома поднималась рано утром (показать дымковскую игрушку, становилась к печи (показать народную игрушку) и выпекала из теста символы солнца- колобки и круглые коржики, а еще необычных птичек, которые называли жаворонки-веснянки. (показать)

Из соломы свивали маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник, чтобы куры весь год хорошо несли яйца (рассказ сопровождается показом)

Коржиками угощали родных, соседей, а жаворонков сначала отдавали коровам - в благодарность за молоко, потом отдавали овцам – в благодарность за теплые носки и варежки, затем жаворонков отдавали ребятишкам, приговаривая при этом:

Ой вы, жаворонки, жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

Дети выбегали на улицу, подбрасывали испеченных жаворонков вверх, сажали на крыши домов и кричали заклички, чтобы птицы быстрее прилетели и принесли с собой весну-красну.

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

Давайте и мы с вами поиграем в игру «Жаворонок»

Подвижная игра «Жаворонок»

(Дети становятся в круг, по считалке выбирают жаворонка, идут по кругу и поют)

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается между двумя детьми и кладет колокольчик на ладонь. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.

Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год! Раз, два, три беги!» Двое детей обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым позвонит в колокольчик, становится «Жаворонком».

Игра проводится 3 раза.

Воспитатель: А вы пекли дома жаворонков?

Воспитатель: Давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков из соленого теста.

Дети проходят и садятся за столы

Воспитатель: (объяснение и показ)

Скатываем шар

Раскатываем небольшую колбаску примерно 15 см.

Делаем петлю. Берём правый конец колбаски и накладываем его на левый. Получается петелька.

Формируем тело птички. Для этого правый конец продеваем под петлю в отверстие, получается узелок.

В верхнем конце оформляем головку птицы.

Вытягиваем пальцами носик, делаем хохолок, вставляем глазки – изюм.

Нижний конец птицы – это хвостик. Мы его расплющиваем.

Воспитатель: Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий. Но ему одному скучно и он ждет друзей, которых вы сделаете сами.

Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время работы воспитатель детям, испытывающим затруднения.

Воспитатель: Ребята, возьмите жаворонков и давайте позовем весну:

Ой вы жаворонки, жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

Жаворонки, прилетите,

Красну весну принесите:

Нам зима надоела,

И весь хлеб у нас поела!

И дрова все сожгла

Молоко все унесла.

Воспитатель: Ребята, жаворонки должны высохнуть, а потом вы возьмете их на улицу и поиграете с ними, позовете весну.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской культуры в подготовительной группе «Жаворонки»
Опубликовано: 3 октября 2024 в 09:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской культуры в подготовительной группе «Жаворонки»» (включая файлы) размещена пользователем Руденок Ольга (УИ 2701005) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД