Руденок Ольга
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской культуры в подготовительной группе «Жаворонки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Жаворонки, прилетите! Теплу весну принесите!».
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны.
2. Обобщить и уточнить представления детей о характерных признаках ранней весны.
3. Закреплять умение составлять рассказ о ранней весне, используя мнемотаблицу.
4. Формировать понятие о старинном славянском празднике «Жаворонки».
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской культуры в подготовительной группе „Жаворонки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
5. Помочь раскрыть фольклорную символику жаворонков-веснянок.
6. Создать условия для изготовления жаворонков из соленого теста.
7. Совершенствовать умение лепить из соленого теста, пользоваться различными способами лепки: скатывание, вытягивание, прищипывание.
8. Вызвать интерес к закличкам как жанру фольклора, предложить для заучивания варианты закличек о жаворонках-веснянках.
9. Развивать восприятие, тактильные ощущения, чувство формы, мелкую моторику.
10. Воспитывать интерес к фольклорным праздникам, желание сохранять народные традиции.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в природе, рассматривание картин о весне: А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода», чтение рассказа Г. Скребицкого «Март», лесные сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце», «Чья проталина», составление мнемотаблицы «Приметы весны», разучивание пословиц, поговорок о марте, разучивание пальчиковой гимнастики «Перелетные птицы», хоровода «Веснянка», подвижной игры «Жаворонок» .
Оборудование: картинки «Жаворонок», праздник «Жаворонки», дымковская игрушка «Печка», дымковская игрушка «Барышня», хохломские тарелки, гнездо из соломы, мнемотаблица, изделия из теста: колобки, коржики в виде солнца, жаворонки, музыкальный центр, запись произведения П. И. Чайковского «Времена года» («Март, подснежник», музыка к хороводу «Веснянка». Для лепки из соленого теста: дощечки (по количеству детей, кусочек теста, изюм, салфетки.
Интеграция: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте c ними поздороваемся. Дети, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (весна)
Воспитатель: Правильно, весна. В давние времена люди считали, что весна сама не придет, ее нужно пригласить. Чтобы весна-красна поторопилась, чтобы снег в полях быстрее растаял, весну зазывали песнями-веснянками, Ребята, давайте и мы позовем весну, поприветствуем нашим весенним хороводом.
Хоровод «Веснянка» под музыку
Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Мы весняночку поём.
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, у весны есть три родных братца- три весенних месяца. Назовите их по порядку (март, апрель, май). Назовите первый месяц весны? Третий месяц? Какой месяц находится между мартом и маем? Какой месяц впереди апреля? Мая?
Воспитатель: Какой месяц весны сейчас на календаре? Какие пословицы и поговорки о первом весеннем месяце вы знаете?
Дети называют поговорку и объясняют смысл.
Март, марток- надевай двое порток.
Март — зимобор.
Март-капельник. Март-протальник. Март-водотек.
Воспитатель: А еще в народе говорят: В марте день с ночью меняется, равняется. Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей)
Воспитатель: 22 марта день по продолжительности стал равным ночи. 22 марта- день весеннего равноденствия. После этого дня ночь будет становиться короче, а день длиннее.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним какие изменения в природе происходят в марте и составим интересный рассказ о ранней весне, а помогут нам в этом схемы-картинки. Каждое предложение нужно начинать со слова «в марте». (Составление рассказа о ранней весне с помощью мнемотаблицы).
1. В марте ярко светит солнце и греет лицо и руки.
2. В марте на крышах домов появляются сосульки, и на солнце они капают.
3. В марте начинает таять снег, и появляются проталины.
4. В марте из-под снега появляются первые цветы- подснежники.
5. В марте тает снег, образуются лужи и бегут ручейки.
6. В марте из теплых стран возвращаются перелетные птицы: грачи, скворцы, жаворонки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные предложения о марте вы составили.
(Один ребенок составляет рассказ по мнемосхеме).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны, связанные с прилетом птиц. Я начну предложение, а вы закончите:
«Грач на горе – (весна на дворе)»,
«Сколько проталин, (столько и жаворонков)»,
«Увидел скворца – (знай, весна у крыльца»).
Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем и поиграем с пальчиками (встать около стульчиков)
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели (Скрещивают ладошки, машут)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка
Серенькое пёрышко. (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив ладошки, машут)
Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)
Садятся на места.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что 22 марта в народе считался днем прилета перелетных птиц? Прилетающих птиц люди встречали радостно, надеялись на скорую весну. Считалось, что весну на своих крыльях приносят
жаворонки (иллюстрация жаворонка).
Воспитатель: В давние времена наши прабабушки и прадедушки проводили праздник «Жаворонки».
В этот день хозяйки дома поднималась рано утром (показать дымковскую игрушку, становилась к печи (показать народную игрушку) и выпекала из теста символы солнца- колобки и круглые коржики, а еще необычных птичек, которые называли жаворонки-веснянки. (показать)
Из соломы свивали маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник, чтобы куры весь год хорошо несли яйца (рассказ сопровождается показом)
Коржиками угощали родных, соседей, а жаворонков сначала отдавали коровам - в благодарность за молоко, потом отдавали овцам – в благодарность за теплые носки и варежки, затем жаворонков отдавали ребятишкам, приговаривая при этом:
Ой вы, жаворонки, жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Дети выбегали на улицу, подбрасывали испеченных жаворонков вверх, сажали на крыши домов и кричали заклички, чтобы птицы быстрее прилетели и принесли с собой весну-красну.
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Давайте и мы с вами поиграем в игру «Жаворонок»
Подвижная игра «Жаворонок»
(Дети становятся в круг, по считалке выбирают жаворонка, идут по кругу и поют)
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается между двумя детьми и кладет колокольчик на ладонь. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.
Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год! Раз, два, три беги!» Двое детей обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым позвонит в колокольчик, становится «Жаворонком».
Игра проводится 3 раза.
Воспитатель: А вы пекли дома жаворонков?
Воспитатель: Давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков из соленого теста.
Дети проходят и садятся за столы
Воспитатель: (объяснение и показ)
Скатываем шар
Раскатываем небольшую колбаску примерно 15 см.
Делаем петлю. Берём правый конец колбаски и накладываем его на левый. Получается петелька.
Формируем тело птички. Для этого правый конец продеваем под петлю в отверстие, получается узелок.
В верхнем конце оформляем головку птицы.
Вытягиваем пальцами носик, делаем хохолок, вставляем глазки – изюм.
Нижний конец птицы – это хвостик. Мы его расплющиваем.
Воспитатель: Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий. Но ему одному скучно и он ждет друзей, которых вы сделаете сами.
Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время работы воспитатель детям, испытывающим затруднения.
Воспитатель: Ребята, возьмите жаворонков и давайте позовем весну:
Ой вы жаворонки, жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите:
Нам зима надоела,
И весь хлеб у нас поела!
И дрова все сожгла
Молоко все унесла.
Воспитатель: Ребята, жаворонки должны высохнуть, а потом вы возьмете их на улицу и поиграете с ними, позовете весну.