светлана галанина
Конспект занятия по познавательному развитию «Живая и неживая природа» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
Воспитатель: у меня сегодня хорошее настроение, потому что утром, выглянуло яркое солнце, вот такое (обращает внимание детей на картинку) и подарило мне свою ласковую улыбку. Мне захотелось поделиться с вами своим хорошим настроением и солнечной улыбкой.
А у вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям:
• дотроньтесь друг друга кулачками
• дотроньтесь друг друга локотками
• дотроньтесь друг друга ладошками
Воспитатель: Ребята теперь у всех у вас хорошее настроение, и можем начинать наше занятие.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Живая и неживая природа“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель: Ребята, я принесла с собой шкатулку, но не простую, а с секретом. А вы любите секреты? Хотите узнать, кто передал нам эту шкатулку с секретом? (Ответ детей : Мы любим секреты)
Воспитатель: - Для этого надо на ощупь определить, что же там находится. Главное условие: определить на ощупь, назвать, затем достать предмет. (Дети достают из шкатулки палочки, камушки, шишки, ракушки).
Воспитатель: Ребята, скажите, где все эти объекты можно встретить? (Ответ детей : На речке, море, в лесу). Лес, речка, море, что это такое?
Дети : природа
(Дети складывают объекты природы в коробку).
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру с мячом и проверим, правильно ли мы понимаем слово «природа»
Дети становятся в круг.
Игра «Природа» (с мячом)
1, 2, 3, 4, 5, начинаем мы играть.
Кто мне точный даст ответ
Где природа, а где нет?
(слон, луна, компьютер, плотва, машина, река, дождь, сова, улитка, снег, шкаф, ветер, собака, кошка, ножницы, тюльпан, лужа, стол, игрушка)
Воспитатель: Ребята, а что еще относится к природе?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой. Всё что мы видим и наблюдаем -это природа.
Воспитатель: Молодцы ребята, Сегодня природа приготовила для вас свои секреты
Воспитатель: А вы хотите отгадать её секреты? (Ответы детей : Да) Для того чтобы их разгадать надо быть внимательным и любознательным. Я в вас не сомневаюсь, у вас всё получится.
Воспитатель: Первый секрет природы. Природа делиться на живую природу и неживую природу. На столах лежат наборы картинок с объектами природы. Необходимо разделить все объекты на 2 группы : на живую и неживую природу. Для этого давайте разделимся на 2 команды. 1 команда будет определять объекты живой природы, а вторая неживой природы.
Воспитатель : итак, мы раскрыли с вами первый секрет природы : природа делиться на живую и неживую природу.
Воспитатель: А вот и следующее задание, выполнив которое вы раскроете второй секрет природы.
(Дидактическая игра «Что лишнее», дети работают с картинками на презентации, на которых изображены объекты животного и растительного мира). Ват надо выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Если вы ответили правильно, то появится веселое солнышко и мы перейдем к следующему заданию, а если неверно, то грустное
2 слайд. Трава, береза, тополь, олень. (Олень – животное, все остальное растения.
3 слайд. Белка, еж, заяц, ветка сосны. (Сосна – растение.
4 слайд. Цветок, лист, трава, кабан. (Кабан – животное.
5 слайд. Кошка, собака, попугай, комнатный цветок.
Воспитатель: Замечательно, все справились с заданием! Вот мы с вами и раскрыли второй секрет природы, который состоит в том, что живая природа делится на два мира, а каких?
(Ответы детей : мир животных и мир растений)
Физминутка:
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания – руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо–влево, вперёд–назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
Воспитатель: Для того, чтобы вам лучше понять, чем отличается живая природа от неживой, я предлагаю провести эксперименты
На столе, вы видите мел и стаканчики — один пустой, другой с водой.
Возьмем мел и разломим его. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?
- Мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.
Возьмем стакан воды и перельем часть воды в другой стакан. Что стало с водой, она перестала быть водой?
- Вода осталась водой, только ее стало меньше в стаканчиках.
Воспитатель: -А что будет с цветком, деревом, если мы оторвем лепесток, ветку, срубим дерево?
Дети: Они погибнут
Воспитатель: - У меня на столе стоит живой цветок в горшке, камни в прозрачном стакане и стакан с водой.
Воспитатель: Если мы нальем воду в землю растению, что станет?
Дети: Цветок выпьет воду, будет расти и цвести.
Воспитатель: А если воду нальем в стаканчик с камнями?
Дети: Ничего не изменится. Камни будут лежать в воде, не вырастут, только будут мокрые.
Воспитатель: Растения, животные, птицы – они живые, почему?
Давайте посмотрим на экран, и посмотрим признаки, которые характерны для живой природы
Слайд 6
Воспитатель: что вы видите на картинке (нос).
Давайте проведем эксперимент: вдохните глубоко и задержите дыхание. Без воздуха все живое не проживет, погибнет. Признак -Это дыхание. Все живые существа дышат. И даже растения дышат
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку, как вы думаете, какой это признак. Это – питание. Все живые существа хотят кушать.
Для того, чтобы расти, быть сильными и здоровыми, надо хорошо питаться. Без этого мы можем погибнуть. Значит, второй признак? (питание)
А как же будут питаться, пить воду растения? У них же нет рта (ответы детей). Растения берут питание из земли своими корнями.
Воспитатель: что изображено на следующей картинке? это –рост. Всё живое растёт. Вот курица (демонстрация картинки). Она сразу стала такой большой? (Ответы детей)
Действительно, сначала из яйца появился маленький цыпленок. Проходит время, и он становится большим, самостоятельным. Значит, какой важный признак живой природы? (рост)
Воспитатель: – Следующий признак живого – появление потомства у всех живых существ. В живой природе все дает потомство, чтобы было много цветов, животных, рыб, насекомых. Этот процесс называется размножением. Ребята, чем размножаются растения? (семенами плодами) Правильно: растения размножаются семенами, у животных рождаются детеныши, рыбки откладывают икру, из которой рождаются маленькие рыбки-мальки, птицы откладывают яйца, из которых вылупляются птенцы, насекомые тоже откладывают маленькие яички, из которых вылупляются малыши-личинки. Через некоторое время малыши подрастают и становятся взрослыми. Давайте найдем и соединим взрослых и малышей
Дети соединяют картинки и показывают и говорят: Я нашел пару дуб и желудь, арбуз и арбузное семечко и т. д.
Примеры: дуб, желудь, лягушка, головастик, арбуз, арбузное семечко, ель и еловая шишка, рыба, малек, медведь, медвежонок.
Воспитатель: Какой же мы можем сделать вывод, после наших экспериментов. Объекты живой природы дышат, растут, питаются, дают потомство,а не живая природа не дышит, не растет, не питается, не дает потомства Это третий секрет природы.
Воспитатель: Как вы думаете, к каким объектам относиться человек? (показываю картинку)
Воспитатель: Докажите, что человек относиться к живой природе. (Ответы детей : Человек
Дети: рождается, дышит, передвигается, растет, ест, размножается, умирает
Воспитатель: А как вы думаете, неживая природа может быть без человека? (Ответы детей : может)
Воспитатель: А человек без неживой природы? (Ответы детей : нет) Почему? Докажите. (Ответы
детей : Человек без природы погибнет, без воздуха, без пищи и воды)
Воспитатель: Правильно, ребята! Человек — часть природы. Он без природы обречен на гибель (природа дает ему пищу, тепло, воздух, воду).
Воспитатель: какой вывод мы можем с вами сделать?
Дети: Живая природа не может быть без неживой природы, они связаны друг с другом.
Воспитатель: это еще один секрет природы.
Подведем итоги.
- Вспомним ещё раз, какие секреты природы мы с вами раскрыли? (Ответы детей : природа делится на живую и неживую, живая делится на мир животных
и растений, Объекты живой природы дышат, растут, питаются, а не живая природа не дышит, не растет, не питается. Живая природа не может быть без неживой природы, они связаны друг с другом.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового.