Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по познавательному развитию «Жила-была речка»
Программное содержание.
Учить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу.
Формировать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, умение любоваться реками, озерами, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.
Привлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе.
Закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Жила-была речка“» размещена в разделах
Материал. Знаки, напоминающие о необходимости бережного отношения к воде. Альбомный лист белой бумаги, краски, салфетки, кисточки.
Предварительная работа. Рассматривание картин с изображением природе.
Беседа о правилах поведения природы. Чтение стихотворений, экологических сказок.
Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака:
Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума –
По домам пошла сама!
А бывало с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.
Подходили к речке близко,
Речке кланялись низко :
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!
А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей –
Шевельнул одной рукой –
И вода бежит рекой!
Воспитатель. – Ребята, давайте вспомним: где вы видели воду в детском саду, в своей квартире?
Дети. – В кране.
Воспитатель. - Кто из вас заметил испорченный кран, из которого капала вода? Для чего нам в доме вода?
Дети. - Купаться, готовить еду, мыть руки, мыть пол, стирать.
Воспитатель. – Дети, а вы знаете откуда берётся вода в кране?
Воспитатель выслушивает предположения детей.
Воспитатель. – Вода попадает в кран из речки, а для того чтобы вода стала безопасной для нас, ее специально очищают, после очистки она попадает в кран. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана, и поэтому её можно не экономить, пусть льётся! Мы должны быть бережливыми к чистой воде, не допускать, чтобы вода из крана текла бесполезно, иначе вода от нас может уйти навсегда.
Воспитатель читает детям стихотворение С. Погореловского:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана - кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдёт немного лет
И нет водицы – нет, нет, нет…
Предлагает детям повторить это стихотворение и запомнить.
Воспитатель. – Дети, кто из вас отдыхал на реке с родителями? Брали ли они с собой еду, воду в бутылках? Куда потом все это дели? Унесли домой или оставили на берегу? А может, бросили в воду?
Выслушивает высказывания детей.
Воспитатель. - Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ о реке, которую очень обидели люди.
Чтение рассказа «Как люди речку обидели».
Жила – была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И ещё он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Вопросы к детям:
- Дети, какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите её.
Дети. – Посерела, погрустнела.
- Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу? Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
Воспитатель выслушивает обсуждение детей.
Воспитатель. – Дети, возможно папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что очень хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки можно выбрасывать мусор. Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки останутся голубыми, чистыми.
Вопросы к детям:
- Как вы считаете, а почему нельзя так поступать?
Что бы вы сделали на месте Кости?
Воспитатель предлагает детям поиграть в «Ручеёк».
Дети строятся парами и высоко поднимают руки. Тот, кто остался без пары, бежит между ними уводит с собой кого-нибудь и становится впереди. Ручеёк постоянно в движении.
Воспитатель предлагает детям нарисовать речку.
Воспитатель. – Дети, я вам предлагаю нарисовать чистую, голубую речку.
Предложить детям подобрать цвета, при помощи которых можно отразить голубую, чистую реку. Спросить у детей, как получить из имеющихся у них красок светлые оттенки голубого цвета. Детям, испытывающим затруднении, показать на палитре приемы смешивания. По окончании все рисунки рассмотреть с детьми, украсить ими группу.
Воспитатель от имени реки. - Спасибо, ребята! Я думала, мне придется погибнуть среди мусора, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая, прозрачная. Приходите ко мне в гости, Вас я не боюсь, ведь вы не будете разбрасывать мусор на моих берегах.